Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Муниципального образования город Ирбит «Средняя общеобразовательная школа № 18» Положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Ирбит 2019 Рассмотренно: Педагогическим советом МБОУ «Школа №18» протокол от 16 января 2019 г №4 у УТВЕРЖДАЮ: дое^юаА/СБОУ '"Школа' № i 8" В Фатгахутдинова Приказ «16» января 2019г. № 5/1-од Положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий 1. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение устанавливает правила реализации в МБОУ «Школа № 18» (далее Школа) основных образовательных программ общего образования с использованием электронного обучения (далее ЭО) и дистанционных образовательных технологий (далее ДОТ). 1.2. Под Электронным обучением (далее ЭО) понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие учащихся и педагогических работников. 1.3. Под дистанционными образовательными технологиями (далее ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии учащихся и педагогических работников (пункт 1 статья 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), Формы ДОТ: дистанционные конкурсы, олимпиады; дистанционное обучение с использованием систем дистанционного обучения (СДО); учебные сетевые проекты; системы видеоконференцсвязи; on-line тестирование; интернетуроки; надомное обучение с дистанционной поддержкой; вебинары; skype-общение; облачные сервисы и так далее. 1.4. Дистанционное обучение (далее ДО) - способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между учителем и учащимся. 1.5. Система дистанционного обучения (СДО) информационная система, предназначенная для планирования, проведения и управления всеми учебными мероприятиями в организации (включая обучение, проводимое как в очной, так и в дистанционной форме). Более точным названием системы дистанционного обучения, отражающим функциональные возможности, которыми обладают современные системы дистанционного обучения, является название: Система управления обучением (Learning management system). 1.6. Тьютор - специалист (сотрудник управления ЭО), осуществляющий руководство самостоятельной работой учащихся и осуществляющий контроль выполнения учениками учебного плана и усвоения учебного материала. 1.7. Использование ЭО и ДОТ повышает доступность образования, позволяет более широко и полно удовлетворять образовательные запросы граждан. Для учащихся с ограниченными возможностями использование дистанционных технологий улучшает не только условия обучения, но и качество жизни в целом. Образовательные отношения, реализуемые в дистанционной форме, предусматривает значительную долю самостоятельных занятий учащихся, не имеющих возможности ежедневного посещения занятий; методическое и дидактическое обеспечение этих отношений со стороны школы, а также регулярный систематический контроль и учет знаний учащихся. Дистанционная форма обучения при необходимости может реализовываться комплексно с традиционной, семейной и другими, предусмотренными законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» формами его получения. 1.8. Нормативной базой для настоящего Положения являются следующие документы: • Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». • Федеральный закон №149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 28.12.2013 №398-Ф3) • Приказ Министерства образования и науки российской Федерации №137 от 06.05.05 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»; • Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 №1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде», • Приказ Минобрнауки РФ от 09.01.2014 №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 1.9. К основным направлениям внедрения ЭО и ДОТ в Школе относится: • реализация дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья; • дистанционное обучение детей находящихся на длительном домашнем обучении по состоянию здоровья, в период длительных поездок учащихся на соревнования; • дистанционная поддержка одаренных детей, вовлечение учащихся в работу сетевых учебных проектов, дистанционных олимпиад, конференций, конкурсов; • реализация программ дополнительного образования; • реализация программ профильного обучения; • расширение образовательных услуг, предоставляемых Школой; расширение возможности контактов с учителем (тестирование, представление письменных работ, индивидуальные консультации с учителем в сети). 2. Цели и задачи. 2.1. Основной целью использования ЭО и ДОТ является предоставление учащимся возможности освоения образовательных программ, непосредственно по месту жительства учащегося или его временного пребывания (нахождения). Целью использования ЭО, ДОТ в образовательной деятельности Школы является обеспечение доступности образования, повышение качества подготовки учащихся, развитие инновационных образовательных технологий. 2.2. Использование ЭО и ДОТ способствует решению следующих задач: • повышение эффективности учебной деятельности обучающихся; • повышение эффективности организации образовательных отношений; • повышение эффективности использования учебных помещений; • повышение доступа к качественному образованию, обеспечение возможности изучать выбранные учащимся общеобразовательные дисциплины на профильном уровне; • повышение эффективности деятельности Школы за счет возможности организации сетевой модели взаимодействия с другими образовательными учреждениями; • повышение качества образования учащихся в соответствии с их интересами, способностями и потребностями; • создание условий для более полного удовлетворения потребностей учащихся в области образования без отрыва от основной учёбы. 2.3. Основными принципами применения ЭО и ДОТ являются: • принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательных отношений с помощью специализированной информационно-образовательной среды (в том числе СДО, форумы, электронная почта, Интернет-конференции, on-line уроки и так далее); • принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях образовательных отношений, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения уроков с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения: интерактивных тестов, тренажеров, электронных учебников, лабораторных практикумов удаленного доступа и др.; • принцип гибкости, дающий возможность участникам образовательных отношений работать в необходимом для них темпе и в удобное время; • принцип модульности, позволяющий использовать ученику и учителю необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальных учебных планов; • принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений учащихся. 3. Организация процесса использования дистанционных образовательных технологий 3.1. Формы ДОТ: e-mail; дистанционные конкурсы, олимпиады; дистанционное самообучение обучение в Интернете; видеоконференции; online тестирование; Интернетуроки; сервисы «Сетевого города»; надомное обучение с дистанционной поддержкой; вебинары; skype-общение; облачные сервисы, мобильные приложения и т.д. учителя предметники систематически включают в образовательный процесс по плану, разработанному в школе. 3.2. В обучении с применением ДОТ используются следующие организационные формы учебной деятельности: - лекция, - консультация, - семинар, - практическое занятие, - лабораторная работа, - контрольная работа, - самостоятельная работа, - научно-исследовательская работа; - практика. Самостоятельная работа учащихся может включать следующие организационные формы (элементы) дистанционного обучения: - работа с электронным учебником; - просмотр видео-лекций; - прослушивание аудиокассет; - компьютерное тестирование; - использование бесплатных образовательных приложений на мобильных устройствах; - изучение печатных и других учебных и методических материалов. 3.3. В период длительной болезни, в период холодов, а также карантинов учащийся имеет возможность получать консультации преподавателя по соответствующей дисциплине через электронный Дневник, электронную почту, программу Skype, используя для этого все возможные каналы выхода в Интернет. 3.4. Регулярно на заседаниях ШМО учителя предметники делятся опытом использования элементов ДОТ, в том числе мобильных устройств, в образовательном процессе. 3.5. Заместитель директора по УВР контролирует процесс использования дистанционных образовательных технологий в школе, вносит предложения о повышении коэффициента для стимулирующей части оплаты труда учителям-предметникам, которые эффективно используют ДОТ в образовательном процессе. 4. Техническое обеспечение использования дистанционных образовательных технологий в школе. 4.1 Учебный процесс с использованием ДОТ в МБОУ «Школа № 18» обеспечивается следующими техническими средствами: - компьютерами, оснащенными web-камерами, микрофонами, звукоусилительной и проекционной аппаратурой; - программным обеспечением для доступа к учебной информации и рабочими материалами для участников учебного процесса; - выходом в Интернет, с пропускной способностью, достаточной для организации учебного процесса и обеспечения оперативного доступа к учебно-методическим ресурсам; - бесплатными образовательными приложениями на мобильных устройствах. 4.2. Техническое обеспечение обучающегося с использованием ДОТ, в период длительной болезни, в период холодов, а также карантина при обучении на дому. Обучающиеся дома должны иметь: - персональный компьютер с возможностью воспроизведения звука и видео; - стабильный канал подключения к Интернет; - программное обеспечение для доступа к удаленным серверам с учебной информацией и рабочими материалами. 5. Права и обязанности участников образовательного процесса при использовании ЭО и ДОТ Школа • обеспечивает доступ учащихся, педагогических работников к учебно методическому комплексу, информационным ресурсам, позволяющим обеспечить полное освоение учебного материала с использованием ЭО и ДОТ; • устанавливает порядок доступа к используемым средствам дистанционного обучения при реализации образовательных программ с использованием ДОТ; • создает условия для повышения квалификации руководящих, педагогических работников для обеспечения использования ЭО и ДОТ при реализации образовательных программ; • организует консультирование родителей по вопросам применения ЭО и ДОТ в образовательном процессе; • Школа имеет право вести учет результатов использования ДОТ при промежуточной аттестации. Обязанности учащихся, осваивающих образовательную программу с применением ЭО и ДОТ. Учащийся, выбравший для себя обучение с применением ЭО и ДОТ или осваивающий тот или иной курс с применением ДОТ: • должен зарегистрироваться на сайте СДО; • знает своего сетевого учителя и его электронный адрес; • выполняет все задания, используя дидактические материалы, размещенные в сети; • осуществляет коммуникацию с удаленным сетевым учителем, с тьютором, другими учащимися, принимает участие в сетевых мероприятиях (семинарах, конференциях и так далее); • по запросу вступает в коммуникацию с тьютором, сетевым учителем. б.Срок действия данного положения не ограничен. При необходимости в Положение вносятся изменения, дополнения, подлежащие аналогичной процедуре приятия, утверждения.