РП по изобразительному исскуству 1 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса на уровне начального
общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной
образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте начального общего образования.
Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых требований к результатам
освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию.
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании
художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического
отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний,
умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся.
Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование
активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства,
понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.
Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств
(собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративноприкладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию
эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию
зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся
начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества,
умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания,
художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем.
Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий характер.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории
отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных
образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще
всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при
сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения
окружающей действительности).
На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и
технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественнотворческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на
восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется
прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения
художественно-творческих задач.
Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—8 лет, при
этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся,
как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом
формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область

«Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительное
искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1—4
классов программы начального общего образования в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю.
Изучение содержания всех модулей в 1 классе обязательно.
При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его изучение
двух учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками
образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а
увеличение времени на практическую художественную деятельность. Это способствует качеству
обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных
результатов обучения.
На изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 1 час в неделю, всего 33 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «Графика»
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата листа в
зависимости от содержания изображения.
Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и их
особенности. Приёмы рисования линией.
Рисование с натуры: разные листья и их форма.
Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения соотношения частей
целого (на основе рисунков животных).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка видения
целостности. Цельная форма и её части.
Модуль «Живопись»
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью
в условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом. Навыки смешения
красок и получение нового цвета.
Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в изображаемом сюжете.
Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие навыков
работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета.
Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года.
Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника.
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения.
Модуль «Скульптура»
Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка.
Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика, птички и др.). Приёмы
вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных
промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных
промыслов).
Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами над- резания, закручивания, складывания.
Объёмная аппликация из бумаги и картона.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий).
Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с
орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства.
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и
растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе.
Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над
изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора
крыльев.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных
промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору учителя с учётом местных
промыслов).
Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и аппликации.

Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги.
Модуль «Архитектура»
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям),
обсуждение особенностей и составных частей зданий.
Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических
тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и вырезания деталей; использование приёма
симметрии.
Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона
или пластилина.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального
содержания детских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в
зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки).
Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в
соответствии с изучаемой темой.
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной,
написанной на сказочный сюжет (произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и другие по выбору
учителя).
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих
практических задач — установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка
эмоционального содержания произведений.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений.
Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального
образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским
традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:
уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и
социально значимые личностные качества;
духовно-нравственное развитие обучающихся;
мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социальнозначимой деятельности;
позитивный опыт участия в творческой деятельности;
интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и
гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и
других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций
отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и
изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в
процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о
красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни
общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и
мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов
и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия
для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого
человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося,
приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск
человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и
воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают
школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует
росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых
отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и
низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников
в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье,
природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к
жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной
рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской
деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения
природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует
активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.

Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по
освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического
продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива,
понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками,
работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым
заданиям по программе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Пространственные представления и сенсорные способности:
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;
сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям;
находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов;
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой;
обобщать форму составной конструкции;
выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном
образе) на установленных основаниях;
абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;
соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах;
выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной
среде и плоскостном изображении.
Базовые логические и исследовательские действия:
проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных
свойств различных художественных материалов;
проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения
художественных заданий;
проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок
в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского
художественного творчества;
использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния
природы, предметного мира человека, городской среды;
анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметнопространственную среду жизни человека;
формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным
установкам по результатам проведённого наблюдения;
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных
композиций;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни
людей;
классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента
анализа содержания произведений;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Работа с информацией:
использовать электронные образовательные ресурсы;

уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые
электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги;
анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в
произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в
различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные
художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов,
предложенных учителем;
соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель),
между поколениями, между народами;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам,
сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои
позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в
процессе совместной художественной деятельности;
демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или
исследовательского опыта;
анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в
соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;
признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать
намерения и переживания свои и других людей;
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной
деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения,
подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;
соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в
окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения
содержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному государственному образовательному
стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства просвещения
Российской Федерации.
Модуль «Графика»
Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной

творческой работе в условиях урока.
Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со средствами
изобразительного языка.
Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и геометризации
наблюдаемой формы как основы обучения рисунку.
Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры.
Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные
величины.
Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения на листе.
Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для выполнения соответствующих
задач рисунка.
Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей практической
художественной деятельности.
Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с позиций
соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в рисунке содержания и
графических средств его выражения (в рамках программного материала).
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока.
Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые рождает
каждый цвет.
Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение с опорой на опыт
жизненных ассоциаций.
Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и получения
нового цвета.
Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные
педагогом.
Модуль «Скульптура»
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объёмных форм в
природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.).
Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной форме
в объёмном изображении.
Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объёмных форм из бумаги путём её
складывания, надрезания, закручивания и др.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (в
условиях урока на основе фотографий); приводить примеры, сопоставлять и искать ассоциации с
орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные, геометрические,
анималистические.
Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности.
Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции (стилизованной:
декоративный цветок или птица).
Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей.
Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных художественных
промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных

промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного
промысла.
Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего праздника.
Модуль «Архитектура»
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям в
условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и составные части рассматриваемых
зданий.
Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых геометрических
тел.
Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме коллективной
игровой деятельности.
Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыки
анализа его строения.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и
сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также соответствия учебной
задаче, поставленной учителем.
Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений с
учётом учебных задач и визуальной установки учителя.
Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости
от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки).
Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек.
Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной, понимать значение
зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт восприятия картин со сказочным
сюжетом (В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников по выбору учителя), а также
произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога
или А. Матисса).
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения к
ним в соответствии с учебной установкой.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного наблюдения
природы.
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан снимок,
насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
всего

контрольные практические
работы
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Модуль 1. Восприятие произведений искусства
1.1.

Восприятие детских рисунков. Навыки восприятия
произведений детского творчества и формирование
зрительских умений.

1

1

0

01.09.2023
03.09.2023

Стартовый контроль;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Российская электронная школа
https://resh.edu.ru

1.2.

Первые представления о композиции: на уровне образного
восприятия. Представление о различных художественных
материалах.

0.5

0

0.5

04.09.2023
10.09.2023

Рассматривать рисунки;
анализировать ;

Устный опрос;

Презентация к уроку:
https://www.uchportal.ru/load/150-1-021090

1.3.

Обсуждение содержания рисунка.

0.5

0

0.5

11.09.2023
13.09.2023

Объяснять, какими художественными
материалами (карандашами, мелками,
красками и т. д.) сделан рисунок;

Устный опрос;

Презентация к уроку:
https://infourok.ru/prezentaciya-dlyaklassa-fgt-perviy-urok-risunka763928.html

Итого по модулю 1

2

Модуль 2. Графика
2.1.

Линейный рисунок.

0.5

0

0.5

14.09.2023
16.09.2023

Создавать линейный рисунок —
упражнение на разный характер линий;

Работа с
карточками;

Российская электронная школа
https://resh.edu.ru

2.2.

Разные виды линий.

0.5

0

0.5

18.09.2023
20.09.2023

Осваивать навыки работы
графическими материалами;

работа с
карточками ;

Школа АБВ http://www.shkolaabv.ru/katalog-prezentatsij/izoitehnologiya/

2.3.

Линии в природе. Ветки (по фотографиям): тонкие —
толстые, порывистые, угловатые, плавные и др.

0.5

0

0.5

21.09.2023
23.09.2023

Наблюдать и анализировать характер
линий в природе;

Устный опрос;

Российская электронная школа
https://resh.edu.ru

2.4.

Графические материалы и их особенности. Приёмы
рисования линией.

0.5

0

0.5

25.09.2023
27.09.2023

Осваивать навыки работы
графическими материалами;

работа с
карточками;

Презентация к
уроку:https://infourok.ru/prezentaciya-naurok-v-klasse-graficheskiy-dizayn-tb-iznakomstvo-s-kursom-1364781.html

2.5.

Рисунок с натуры: рисунок листьев разной формы
(треугольный, круглый, овальный, длинный).

0.5

0

0.5

28.09.2023
30.09.2023

Выполнять с натуры рисунок листа
дерева;

листья деревьев; Презентация к уроку:
https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoeiskusstvo/library/2012/10/25/prezentatsiyak-uroku-v-1-klasse-izobrazhenie

2.6.

Последовательность рисунка.

0.5

0

0.5

02.10.2023
04.10.2023

Осваивать последовательность
выполнения рисунка;

работа с
карточками;

Российская электронная школа
https://resh.edu.ru

2.7.

Первичные навыки определения пропорций и понимания
их значения. От одного пятна — «тела», меняя пропорции
«лап» и «шеи», получаем рисунки разных животных.

0.5

0

0.5

05.10.2023
07.10.2023

Анализировать и сравнивать
соотношение частей, составляющих
одно целое, рассматривать
изображения животных с
контрастными пропорциями;

Устный опрос;

Про Школу http://www.proshkolu.ru/

2.8.

Линейный тематический рисунок (линия-рассказчица) на
сюжет стихотворения или сюжет из жизни детей (игры во
дворе, в походе и др.) с простым и весёлым
повествовательным сюжетом.

0.5

0

0.5

09.10.2023
11.10.2023

Выполнить линейный рисунок на темы
стихов С. Я. Маршака, А. Л. Барто, Д.
Хармса, С. В. Михалкова и др. (по
выбору учителя) с простым весёлым,
озорным развитием сюжета;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Российская электронная школа
https://resh.edu.ru

2.9.

Пятно-силуэт. Превращение случайного пятна в
изображение зверушки или фантастического зверя.
Развитие образного видения и способности целостного,
обобщённого видения. Пятно как основа графического
изображения.

0.5

0

0.5

12.10.2023
14.10.2023

Использовать графическое пятно как
основу изобразительного образа;

Устный опрос;

Презентация к уроку:
https://uchitelya.com/izo/50330prezentaciya-izobrazhat-mozhno-pyatnom1-klass.html

2.10.

Тень как пример пятна. Теневой театр. Силуэт.

0.5

0

0.5

16.10.2023
18.10.2023

Создавать изображения на основе
пятна путём добавления к нему
деталей, подсказанных воображением;

Устный опрос;

Презентация к уроку:
https://multiurok.ru/files/prezentatsiiapiatno-kak-sredstvo-vyrazheniia-silu.html

2.11.

Навыки работы на уроке с жидкой краской и кистью, уход
за своим рабочим местом.

1

0

1

23.10.2023
27.10.2023

Создавать изображения при помощи
кисти и жидкой краски;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Российская электронная школа
https://resh.edu.ru

2.12.

Рассмотрение и анализ средств выражения — пятна и
линии — в иллюстрациях художников к детским книгам.

1

0

1

30.10.2023
03.11.2023

Приобрести знания о пятне и линии
как основе изображения на плоскости;

работа с
карточками;

Презентация к уроку:
https://uchitelya.com/nachalnayashkola/189297-prezentaciya-knizhnayaillyustraciya.html

Итого по модулю 2

7

Модуль 3. Живопись
3.1.

Цвет как одно из главных средств выражения в
изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в
условиях урока.

0.5

0

0.5

06.11.2023
08.11.2023

Осваивать навыки работы гуашью в
условиях школьного урока;

работа с
карточками;

Российская электронная школа
https://resh.edu.ru

3.2.

Три основных цвета. Ассоциативные представления,
связанные с каждым из цветов. Навыки смешения красок и
получения нового цвета.

0.5

0

0.5

09.11.2023
10.11.2023

Знать три основных цвета;

работа с
карточками;

Про Школу http://www.proshkolu.ru/

3.3.

Эмоциональная выразительность цвета.

0.5

0

0.5

13.11.2023
15.11.2023

Обсуждать ассоциативные
представления, связанные с каждым
цветом;

Устный опрос;

Российская электронная школа
https://resh.edu.ru

3.4.

Цвет как выражение настроения, душевного состояния.

0.5

0

0.5

16.11.2023
17.11.2023

Экспериментировать, исследовать
возможности смешения красок,
наложения цвета на цвет, размывания
цвета в процессе работы над
разноцветным ковриком;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Школа АБВ http://www.shkolaabv.ru/katalog-prezentatsij/izoitehnologiya/

3.5.

Наш мир украшают цветы. Живописное изображение по
представлению и восприятию разных по цвету и формам
цветков. Развитие навыков работы гуашью и навыков
наблюдения.

1

0

1

20.11.2023
24.11.2023

Осознавать эмоциональное звучание
работа с
цвета, то, что разный цвет
карточками;
«рассказывает» о разном настроении —
весёлом, задумчивом, грустном и др.;

Презентация к уроку:
https://infourok.ru/prezentaciya-poizobrazitelnomu-iskusstvu-na-temucvetiukrashenie-zemlikrasotu-nuzhnoumet-zamechat-klass-1083664.html

3.6.

Тематическая композиция «Времена года». Контрастные
цветовые состояния времён года. Работа гуашью, в технике
аппликации или в смешанной технике.

1

0

1

27.11.2023
01.12.2023

Рассуждать и объяснять, какого цвета
каждое время года и почему, как
догадаться по цвету изображений,
какое это время года;

Устный опрос;

Презентация к уроку:
https://infourok.ru/prezentaciya-vremenagoda-1-klass-6076072.html

3.7.

Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие
ассоциативного воображения.

1

0

1

04.12.2023
08.12.2023

Осваивать технику монотипии для
развития живописных умений и
воображения;

работа с
карточками;

Презентация к уроку:
https://uchitelya.com/izo/166597prezentaciya-po-izo-monotipiyanetradicionnaya-tehnika-risovaniya.html

Итого по модулю 3

5

Модуль 4. Скульптура
4.1.

Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином;
дощечка, стек, тряпочка.

1

0

1

11.12.2023
15.12.2023

Наблюдать, воспринимать
выразительные образные объёмы в
природе: на что похожи формы
облаков, камней, коряг, картофелин и
др. (в классе на основе фотографий);

работа с
карточками;

Российская электронная школа
https://resh.edu.ru

4.2.

Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика,
зайчика и т. д.). Приёмы вытягивания, вдавливания,
сгибания, скручивания.

1

0

1

18.12.2023
22.12.2023

Лепить из целого куска пластилина
мелких зверушек путём вытягивания,
вдавливания;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Российская электронная школа
https://resh.edu.ru

4.3.

Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами
надрезания, закручивания, складывания в работе над
объёмной аппликацией.

0.5

0

0.5

25.12.2023
27.12.2023

Осваивать навыки объёмной
аппликации (например, изображение
птицы — хвост, хохолок, крылья на
основе простых приёмов работы
с бумагой);

работа с
карточками;

Презентация к уроку:
https://infourok.ru/prezentaciya-uroka-potehnologii-klass-bumagaplastika3232758.html

4.4.

Лепка игрушки по мотивам одного из наиболее известных
народных художественных промыслов (дымковская,
каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом
местных промыслов).

0.5

0

0.5

28.12.2023
29.12.2023

Выполнить лепку игрушки по мотивам
выбранного народного промысла;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

презентация к уроку
https://infourok.ru/prezentaciya-1-klasspo-izobrazitelnomu-iskusstvu-narodnyehudozhniki-narodnye-promysly-rossii4496293.html

4.5.

Объёмная аппликация из бумаги и картона.

1

0

1

01.01.2024
05.01.2024

Осваивать приёмы создания объёмных
изображений из бумаги;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

презентация к уроку
https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokutehnologii-klassi-obyomnaya-applikaciyapodelki-iz-bumagi-i-kartona-1795316.html

0

0.5

08.01.2024
10.01.2024

Рассматривать и эстетически
характеризовать различные примеры
узоров в природе (на основе
фотографий);

работа с
картинками;

презентация к уроку
https://uchitelya.com/izo/95708prezentaciya-uzory-na-krylyah-1klass.html

Итого по модулю 4

4

Модуль 5. Декоративно-прикладное искусство
5.1.

Узоры в природе.

0.5

5.2.

Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на
основе фотографий). Эмоционально-эстетическое
восприятие объектов действительности. Ассоциативное
сопоставление с орнаментами в предметах декоративноприкладного искусства.

0.5

0

0.5

11.01.2024
12.01.2024

Приводить примеры и делать
ассоциативные сопоставления с
орнаментами в предметах декоративноприкладного искусства;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
работа с
картинками;

презентация к уроку
https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-kuroku-izo-v-1-klasse-zhivoi-mir-v.html

5.3.

Представления о симметрии и наблюдение её в природе.
Последовательное ведение работы над изображением
бабочки по представлению, использование линии
симметрии при составлении узора крыльев.

0.5

0

0.5

15.01.2024
17.01.2024

Приобретать опыт использования
правил симметрии при выполнении
рисунка;

работа с
карточками;

презентация к уроку
https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-kuroku-izo-na-tiemu-simmietriia.html

5.4.

Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие
их видов. Орнаменты геометрические и растительные.

0.5

0

0.5

18.01.2024
19.01.2024

Рассматривать и характеризовать
примеры художественно выполненных
орнаментов;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

презентация к уроку
https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-natemu-uzori-kotorie-sozdali-lyudi-klass3949982.html

5.5.

Декоративная композиция в круге или полосе.

0.5

0

0.5

22.01.2024
24.01.2024

Рассматривать орнаменты в круге,
полосе, квадрате в соответствии с
оформляемой предметной
поверхностью;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

презентация к уроку
https://infourok.ru/prezentaciya-urokaizobrazitelnogo-iskusstva-po-temerastitelniy-ornament-v-kruge-klass-avtoruchebnika-vs-kuzin-e-i-kubishkina3159302.html

5.6.

Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее
известных народных художественных промыслов.
Дымковская, каргопольская игрушка или по выбору
учителя с учётом местных промыслов.

0.5

0

0.5

25.01.2024
26.01.2024

Выполнить гуашью творческое
орнаментальное стилизованное
изображение цветка, птицы и др. (по
выбору) в круге или в квадрате (без
раппорта);

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Школа АБВ http://www.shkolaabv.ru/katalog-prezentatsij/izoitehnologiya/

5.7.

Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки.
Приёмы складывания бумаги.

0.5

0

0.5

29.01.2024
31.01.2024

Осваивать технику оригами, сложение
несложных фигурок;

работа с
карточками;

Российская электронная школа
https://resh.edu.ru

5.8.

Форма и украшение бытовых предметов.

0.5

0

0.5

01.02.2024
02.02.2024

Узнавать о работе художника по
изготовлению бытовых вещей;

работа с
картинками;

Про Школу http://www.proshkolu.ru/

5.9.

Приёмы бумагопластики. Сумка или упаковка и её декор.

1

0

1

05.02.2024
09.02.2024

Осваивать навыки работы с бумагой,
ножницами, клеем, подручными
материалами;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Школа АБВ http://www.shkolaabv.ru/katalog-prezentatsij/izoitehnologiya/

Итого по модулю 5

5

Модуль 6. Архитектура
6.1.

Наблюдение разнообразия архитектурных построек в
окружающем мире по фотографиям, обсуждение их
особенностей и составных частей зданий.

0.5

0

0.5

12.02.2024
14.02.2024

Рассматривать и сравнивать различные
здания в окружающем мире (по
фотографиям);

работа с
фотографиями ;

презентация к уроку
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/izo/2021/01/26/prezentatsiya-kuroku-izo-v-1-klasse-postroyki-v-nasheyzhizni

6.2.

Освоение приёмов конструирования из бумаги.
Складывание объёмных простых геометрических тел.
Овладение приёмами склеивания деталей, надрезания,
вырезания деталей, использование приёмов симметрии.

0.5

0

0.5

15.02.2024
16.02.2024

Осваивать приёмы складывания
объёмных простых геометрических тел
из бумаги (параллелепипед, конус,
пирамида) в качестве основы для
домиков;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

презентация к уроку
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/izo/2020/04/26/prazdnik-vesnykonstruirovanie-iz-bumagi-urok-izo-1klass

6.3.

Макетирование (или создание аппликации)
пространственной среды сказочного города из бумаги,
картона или пластилина.

Итого по модулю 6

1

0

1

19.02.2024
23.02.2024

Макетировать в игровой форме
пространство сказочного городка (или
построить городок в виде объёмной
аппликации);

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Школа АБВ http://www.shkolaabv.ru/katalog-prezentatsij/izoitehnologiya/

2

Модуль 7. Восприятие произведений искусства
7.1.

Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение
сюжетного и эмоционального содержания детских работ.

0.5

0

0.5

26.02.2024
28.02.2024

Наблюдать, разглядывать,
анализировать детские работы с
позиций их содержания и сюжета,
настроения, расположения на листе,
цветового содержания, соответствия
учебной задаче, поставленной
учителем;

работа с
детскими
работами;

Российская электронная школа
https://resh.edu.ru

7.2.

Художественное наблюдение окружающего мира (мира
природы) и предметной среды жизни человека
в зависимости от поставленной аналитической и
эстетической задачи наблюдения (установки).

0.5

0

0.5

29.02.2024
01.03.2024

Приобретать опыт художественного
наблюдения предметной среды жизни
человека в зависимости от
поставленной аналитической и
эстетической задачи (установки);

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

презентация к уроку
https://infourok.ru/prezentaciya-po-izoklass-mir-vokrug-nas-2269420.html

7.3.

Рассматривание иллюстраций к детским книгам на основе
содержательных установок учителя в соответствии с
изучаемой темой.

0.5

0

0.5

04.03.2024
06.03.2024

Осваивать опыт восприятия
художественных иллюстраций в
детских книгах в соответствии
с учебной установкой;

работа с
иллюстрациями;

презентация к уроку
https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokuizo-po-teme-illyustraciya-k-knige3183964.html

7.4.

Знакомство с живописной картиной.

0.5

0

0.5

07.03.2024
08.03.2024

Приобретать опыт специально
организованного общения со
станковой картиной;

работа с
картиной;

презентация к уроку
https://infourok.ru/prezentaciya-na-temuznakomstvo-shkolnikov-s-osnovnimizhanrami-zhivopisi-klass-263131.html

7.5.

Обсуждение произведений с ярко выраженным
эмоциональным настроением или со сказочным сюжетом.
Произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других
художников (по выбору учителя).

1

0

1

11.03.2024
15.03.2024

Осваивать опыт эстетического,
эмоционального общения со станковой
картиной;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Про Школу http://www.proshkolu.ru/

7.6.

Художник и зритель. Освоение зрительских умений на
основе получаемых знаний и творческих установок
наблюдения.

1

0

1

18.03.2024
22.03.2024

Приобретать опыт зрительских умений,
включающих необходимые знания,
внимание к позиции автора и
соотнесение с личным жизненным
опытом зрителя;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
работа с
картинками;

Российская электронная школа
https://resh.edu.ru

7.7.

Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка
эмоционального содержания произведений.

1

0

1

25.03.2024
29.03.2024

Рассказывать и обсуждать зрительские
впечатления и мысли;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Про Школу http://www.proshkolu.ru/

7.8.

Произведения И. И. Левитана, А. Г. Венецианова И. И.
Шишкина, А. А. Пластова, К. Моне, В. Ван Гога и других
художников (по выбору учителя) по теме «Времена года»

1

0

1

01.04.2024
05.04.2024

Знать основные произведения
изучаемых художников;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

презентация к уроку
https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokupo-izo-1-klass-na-temu-vremena-godavesennij-den-4292132.html

Итого по модулю 7

6

Модуль 8. Азбука цифровой графики
8.1.

Фотографирование мелких деталей природы, запечатление
на фотографиях ярких зрительных впечатлений.

1

1

0

08.04.2024
12.04.2024

Приобретать опыт фотографирования с
целью эстетического и
целенаправленного наблюдения
природы;

работа с
фотографиями;

Про Школу http://www.proshkolu.ru/

8.2.

Обсуждение в условиях урока ученических фотографий,
соответствующих изучаемой теме.

1

0

1

15.04.2024
19.04.2024

Приобретать опыт обсуждения
фотографий с точки зрения цели
сделанного снимка, значимости его
содержания, его композиции;

итоговый
контроль;

Российская электронная школа
https://resh.edu.ru

2

31

Итого по модулю 8

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

1.

Введение в предмет

1

1

0

06.09.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

2.

Изображения всюду
вокруг нас.

1

0

1

13.09.2023 работа с
карточками;

3.

Обсуждение содержания
рисунка.

1

0

1

20.09.2023 Устный опрос;

4.

Изображать можно
пятном.

1

0

1

27.09.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

5.

Изображать можно в
объеме.

1

0

1

04.10.2023 работа с
картинками;

6.

Изображать можно
линией.

1

0

1

11.10.2023 работа с
карточками;

7.

Разноцветные краски.

1

0

1

18.10.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

8.

Изображать можно и то,
что невидимо
(настроение)

1

0

1

25.10.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

9.

Художники и зрители
(обобщение темы).

1

0

1

01.11.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

10.

Мир полон украшений.

1

0

1

08.11.2023 работа с
карточками;

1

0

1

15.11.2023 работа с
картинками;

11. Красоту надо уметь
замечать.

всего контрольные практические
работы
работы

Дата
Виды, формы
изучения контроля

12. Узоры на крыльях. Ритм
пятен

1

0

1

22.11.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

13. Красивые рыбы.
Монотипия

1

0

1

29.11.2023 работа с
карточками;

14.

1

0

1

06.12.2023 работа с
фотографиями ;

15. Узоры, которые создали
люди

1

0

1

13.12.2023 работа с
фотографиями;

16.

Как украшает себя
человек.

1

0

1

20.12.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

17.

Мастер Украшения

1

0

1

27.12.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

18. Постройки в нашей жизни

1

0

1

10.01.2024 работа с
картинками;

19.

Дома бывают разными

1

0

1

17.01.2024 работа с
фотографиями;

20.

Домики, которые
построила природа.

1

0

1

24.01.2024 работа с
иллюстрациями
;

21. Дом снаружи и внутри.

1

0

1

31.01.2024 работа с
фотографиями ;

22. Строим город

1

0

1

07.02.2024 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

23. Все имеет свое строение.

1

0

1

14.02.2024 работа с
карточками;

24. Строим вещи.

1

0

1

21.02.2024 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

25. Город, в котором мы
живем (обобщение темы)

1

0

1

28.02.2024 работа с
карточками;

Украшение птиц

26. Город, в котором мы
живем (обобщение темы)

1

0

1

06.03.2024 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Три Брата-Мастера всегда 1
трудятся вместе

0

1

13.03.2024 работа с
картинками;

28. Праздник весны. Праздник 1
птиц

0

1

20.03.2024 работа с
фотографиями;

29. . Разноцветные жуки

1

0

1

03.04.2024 работа с
фотографиями;

30.

1

0

1

17.04.2024 работа с
карточками;

31. Времена года

1

0

1

08.05.2024 работа с
карточками;

32. «Здравствуй, лето!» урок
любования (обобщение
темы)

1

1

0

15.05.2024 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

33. «Здравствуй, лето!» урок
любования (обобщение
темы)

1

0

1

22.05.2024 итоговый
контроль;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

2

31

27.

«Сказочная страна».

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Изобразительное искусство. 1 класс/Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Уроки ИЗО. 1-4 классы. Поурочные разработки. Неменский Б.М., Неменская Л.А., Коротеева Е.И.
https://znayka.win/pourochnye-razrabotki/izo/uroki-izo-1-4-klassy-pourochnye-razrabotki-nemenskij-b-mnemenskaya-l-a-koroteeva-e-i/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Российская электронная школа https://resh.edu.ru
Электронное приложение к учебнику ( презентации)
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы,
соответствующие тематике, данной в стандарте обучения:
Про школу http://www.proshkolu.ru/
Школа АБВ http://www.shkola-abv.ru/katalog-prezentatsij/izo-itehnologiya/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и
др.)
Портреты русских и зарубежных художников
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению
орнамента
Материалы для художественной деятельности: краски
акварельные, гуашевые, тушь, бумага белая и
цветная, фломастеры, восковые мелки, пастель, кисти разных размеров беличьи и щетинные, банки
для
воды, стеки пластилин, клей, ножницы.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Классная доска с набором приспособлений для крепления
таблиц, постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления
картинок.
Мультимедийный проектор
Компьютер
Сканер
Принтер лазерный
Фотокамера цифровая
Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям
Видеофильмы (памятники архитектуры, народные промыслы,
художественные музеи, творчество отдельных художников,
художественные технологии) в соответствии с программой
обучения
Слайды: произведения пластических искусств в исторической
ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям,
объекты природы в разных ракурсах


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».