РП по музыке 1 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 1 класса начального общего образования составлена на
основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных
в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с
учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики
планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в Примерной про-грамме воспитания (одобрено решением ФУМО от
02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания,
развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и
предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом
коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как
способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы
будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений
музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании
образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор,
классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной
культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения
музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных
музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной
музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка,
понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов
музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей,
специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным.
Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и
осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям,
которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения
(В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования
мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при
составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества,
как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных
ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного
исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в
целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым
формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов,
внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных
представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей,

элементов музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание
чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной
сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального
искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с
природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к
общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального
переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными
универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного
воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического
музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в
том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.);
д) Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки,
основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационнообразного строя отечественной музыкальной культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других
стран, культур, времён и народов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего

образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является
обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и
основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области
«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность
обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных
действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами
образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 1 классе составляет 33 часов (не
менее 1 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Красота и вдохновение.
Стремление человека к красоте Особое состояние — вдохновение. Музыка — возможность вместе
переживать вдохновение, наслаждаться красотой. Музыкальное единство людей — хор, хоровод.
Музыкальные пейзажи.
Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося
природой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно
передать словами.
Музыкальные портреты.
Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты»,
выраженные в музыкальных интонациях.
Какой же праздник без музыки?
Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном
празднике.
Музыка на войне, музыка о войне.
Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры
(призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и т. д.)
Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»
Край, в котором ты живёшь.
Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты
Русский фольклор.
Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор (игровые,
заклички, потешки, считалки, прибаутки)
Русские народные музыкальные инструменты.
Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки).
Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии.
Сказки, мифы и легенды
Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России2. Сказки и легенды
о музыке и музыкантах
Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
Весь мир звучит.
Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр.
Звукоряд.
Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы
Ритм.
Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта
Ритмический рисунок.
Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая
партитура.
Высота звуков.
Регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение нот на клавиатуре. Знаки альтерации.(диезы,
бемоли, бекары).
Модуль "КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА"

Композиторы — детям.
Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие
жанра.Песня, танец, марш
Оркестр.
Оркестр — большой коллектив музыкантов. Дирижёр, партитура, репетиция. Жанр концерта —
музыкальное соревнование солиста с оркестром.
Музыкальные инструменты. Форте​пиано.
Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте +
пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синте​затор).
Музыкальные инструменты. Флейта.
Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты
в сопровождении фортепиано, оркестра.
Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель.
Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную
музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты.
Модуль "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА"
Песни верующих.
Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторовклассиков.
Модуль "МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА"
Музыка наших соседей.
Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи,
музыкальные инструменты).
Модуль "МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО"
Музыкальная сказка на сцене, на экране.
Характеры персонажей, отражённые в музыке. Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
всего

Репертуар

контрольные практические для слушания
работы
работы

для пения

для музицирования

Песенкизаклички

Исполнение на
клавишных или
духовых инструментах
(фортепиано,
синтезатор, свирель,
блокфлейта, мелодика
и др.) мелодий
народных песен,
прослеживание
мелодии по нотной
записи

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

01.09.2022
02.09.2022

Диалог с учителем о
значении красоты и
вдохновения в жизни
человека.;
Слушание музыки,
концентрация на её
восприятии, своём
внутреннем
состоянии.;
Двигательная
импровизация под
музыку лирического
характера «Цветы
распускаются под
музыку».;
Выстраивание
хорового унисона —
вокального и
психологического.
Одновременное
взятие и снятие звука,
навыки певческого
дыхания по руке
дирижёра.;
Разучивание,
исполнение красивой
песни.;
Разучивание
хоровода, социальные
танцы;

Устный опрос;

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/6/1/

Модуль 1. Музыка в жизни человека
1.1.

Красота
и вдохновение

1

0

1

фольклор своей
местности, песен,
посвящённых своей
малой родине, песен
композиторовземляков.

1.2.

Музыкальные
пейзажи

Итого по модулю

1

0

2

Модуль 2. Народная музыка России

1

Григ "Утро"
Чайковский П.И.
"Времена года"
фрагменты

Песенки об
осени

Исполнение на
клавишных или
духовых инструментах
(фортепиано,
синтезатор, свирель,
блокфлейта, мелодика
и др.) мелодий
народных песен,
прослеживание
мелодии по нотной
записи

05.09.2022
09.09.2022

Слушание
произведений
программной музыки,
посвящённой образам
природы. Подбор
эпитетов для
описания настроения,
характера музыки.
Сопоставление
музыки
с произведениями
изобразительного
искусства.;
Двигательная
импровизация,
пластическое
интонирование.;
Разучивание,
одухотворенное
исполнение песен о
природе, её красоте.;
Рисование
«услышанных»
пейзажей и/или
абстрактная
живопись — передача
настроения цветом,
точками, линиями.;
Игра-импровизация
«Угадай моё
настроение»;

Устный опрос;

Сайт учителя музыки
https://www.sites.google.com/site/muz050116/ucenikam1/1-klass

2.1.

Русский
фольклор

1

0

1

Русская народная
песня "Калинкамалинка"

Русскаянародная песня
"На горе- то
калина"
РНП "Во поле
береза стояла"

Исполнение
ритмичного рисунка
РНП "Коробочка", "Ах
, вы, сени , мои сени"

12.09.2022
16.09.2022

Разучивание,
исполнение русских
народных песен
разных жанров.;
Участие в
коллективной
традиционной
музыкальной игре.;
Сочинение мелодий,
вокальная
импровизация на
основе текстов
игрового детского
фольклора.;
Ритмическая
импровизация,
сочинение
аккомпанемента на
ударных
инструментах к
изученным народным
песням.;
Исполнение на
клавишных или
духовых
инструментах
(фортепиано,
синтезатор, свирель,
блокфлейта, мелодика
и др.) мелодий
народных песен,
прослеживание
мелодии по нотной
записи;

Практическая
работа;

Произведения для уроков музыки
https://sosch36.edusite.ru/p123aa1.html

2.2.

Русские
народные
музыкальные
инструменты

2

0

2

Русский народный
танец "Камаринская"
Чайковский П.И.
"Камаринская"
("Детский альбом")
Бах И.С. "Шутка"

Русская
народная песня
"Ах , вы сени..."

Русская народная
песня "Во саду ли , в
огороде"

19.09.2022
30.09.2022

Знакомство с
Практическая
внешним видом,
работа;
особенностями
исполнения и
звучания русских
народных
инструментов.;
Определение на слух
тембров
инструментов.
Классификация на
группы духовых,
ударных, струнных.
Музыкальная
викторина на знание
тембров народных
инструментов.;
Двигательная игра —
импровизацияподражание игре на
музыкальных
инструментах.;
Слушание
фортепианных пьес
композиторов,
исполнение песен, в
которых
присутствуют
звукоизобразительные
элементы,
подражание голосам
народных
инструментов.;
Просмотр
видеофильма о
русских музыкальных
инструментах.;
Посещение
музыкального или
краеведческого
музея.;
Освоение простейших
навыков игры на
свирели, ложках;

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/6/1/

2.3.

Сказки, мифы и
легенды

Итого по модулю

2

1

5

Модуль 3. Музыкальная грамота

1

Римский -Корсаков
"Садко"

Былина о
Добрыне
Никитиче
(отрывок)

Изображение игры на
гуслях

03.10.2022
14.10.2022

Знакомство с манерой
сказывания нараспев.
Слушание сказок,
былин, эпических
сказаний,
рассказываемых
нараспев.;
В инструментальной
музыке определение
на слух музыкальных
интонаций
речитативного
характера.;
Создание
иллюстраций к
прослушанным
музыкальным
и литературным
произведениям.;
Просмотр фильмов,
мультфильмов,
созданных на основе
былин, сказаний.;
Речитативная
импровизация —
чтение нараспев
фрагмента сказки,
былины;

Устный опрос;

Произведения для уроков музыки
https://sosch36.edusite.ru/p123aa1.html
Опера http://opera.r2.ru/ - Римский-Корсаков

3.1.

Весь мир звучит

1

0

1

Песенка "Звукоряд"

Песенка о
нотах . "Звуки
музыки"

Нахождение нот на
клавиатуре. Потешки
на одной нотке.

17.10.2022
21.10.2022

Знакомство со
звуками
музыкальными и
шумовыми.
Различение,
определение на слух
звуков различного
качества.;
Игра — подражание
звукам и голосам
природы с
использованием
шумовых
музыкальных
инструментов,
вокальной
импровизации.;
Артикуляционные
упражнения,
разучивание и
исполнение попевок и
песен с
использованием
звукоподражательных
элементов, шумовых
звуков;

Устный опрос;
Стартовая
диагностика.
Творческая
работа;

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/6/1/

3.2.

Звукоряд

1

0

1

Песенка "Звукоряд"

Песенка "Звуки
музыки"

Потешки на одной
нотке : "Андрейворобей"

24.10.2022
28.10.2022

Знакомство с
элементами нотной
записи. Различение по
нотной записи,
определение на слух
звукоряда в отличие
от других
последовательностей
звуков.;
Пение с названием
нот, игра на
металлофоне
звукоряда от ноты
«до».;
Разучивание и
исполнение
вокальных
упражнений, песен,
построенных на
элементах звукоряда;

Практическая
работа;

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/6/1/

3.3.

Ритм

1

0

1

Ритмические игры
"Эхо"

Потешки,
распевание
"Эхо"

Потешка "Дон, дон"

07.11.2022
11.11.2022

Определение на слух,
прослеживание по
нотной записи
ритмических
рисунков, состоящих
из различных
длительностей и
пауз.;
Исполнение,
импровизация с
помощью звучащих
жестов (хлопки,
шлепки, притопы)
и/или ударных
инструментов
простых ритмов.;
Игра «Ритмическое
эхо», прохлопывание
ритма по
ритмическим
карточкам,
проговаривание
с использованием
ритмослогов.
Разучивание,
исполнение на
ударных
инструментах
ритмической
партитуры.;
Слушание
музыкальных
произведений с ярко
выраженным
ритмическим
рисунком,
воспроизведение
данного ритма по
памяти (хлопками).;
Исполнение на
клавишных или
духовых
инструментах
(фортепиано,
синтезатор, свирель,
блокфлейта, мелодика
и др.) попевок,
остинатных формул,
состоящих из
различных
длительностей;

Практическая
работа;

Сайт учителя музыки
https://www.sites.google.com/site/muz050116/ucenikam1/1-klass

3.4.

Ритмический
рисунок

Итого по модулю

1

0

4

Модуль 4. Классическая музыка

1

Составление
наглядной буквенной
или графической
схемы.Исполнение
ритмической
партитуры,
построенной по
принципу вариаций.

Потешка
"Солнышко",
игра "Эхо"

Потешки

14.11.2022
18.11.2022

Определение на слух,
прослеживание по
нотной записи
ритмических
рисунков, состоящих
из различных
длительностей и
пауз.;
Исполнение,
импровизация с
помощью звучащих
жестов (хлопки,
шлепки, притопы)
и/или ударных
инструментов
простых ритмов.;
Игра «Ритмическое
эхо», прохлопывание
ритма по
ритмическим
карточкам,
проговаривание
с использованием
ритмослогов.
Разучивание,
исполнение на
ударных
инструментах
ритмической
партитуры.;
Слушание
музыкальных
произведений с ярко
выраженным
ритмическим
рисунком,
воспроизведение
данного ритма по
памяти (хлопками).;
Исполнение на
клавишных или
духовых
инструментах
(фортепиано,
синтезатор, свирель,
блокфлейта, мелодика
и др.) попевок,
остинатных формул,
состоящих из
различных
длительностей;

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Сайт учителя музыки
https://www.sites.google.com/site/muz050116/ucenikam1/1-klass

4.1.

Композиторы —
детям

2

0

2

Шаинский В.,
Крылатов Е.,
Савельев Б, Гладков
Г. (Золотая классика
детской музыки)

Шаинский В. "
Песня о школе"
Кабалевский
Д.Б. " Наш
край"

Ритмический рисунок
Кабалевский Д.Б. "
Наш край"
Шаинский В. " В траве
сидел кузнечик"

21.11.2022
02.12.2022

Слушание музыки,
определение
основного характера,
музыкальновыразительных
средств,
использованных
композитором.
Подбор эпитетов,
иллюстраций к
музыке. Определение
жанра.;
Музыкальная
викторина.;
Вокализация,
исполнение мелодий
инструментальных
пьес со словами.
Разучивание,
исполнение песен.;
Сочинение
ритмических
аккомпанементов (с
помощью звучащих
жестов или ударных и
шумовых
инструментов) к
пьесам маршевого и
танцевального
характера;

Устный опрос;
Практическая
работа;

Видеоуроки по музыке
https://www.youtube.com/playlist?
list=PLvtJKssE5NrgNiuRe35PmtfBGjYdZEpfl

4.2.

Оркестр

1

0

1

Рахманинов С.В. "
Полька"

Кабалевский
"Наш край",
"Карусель"

Кабалевский
"Карусель"
музыкальная игра

05.12.2022
09.12.2022

Слушание музыки в
исполнении оркестра.
Просмотр
видеозаписи. Диалог с
учителем о роли
дирижёра.;
«Я — дирижёр» —
игра — имитация
дирижёрских жестов
во время звучания
музыки.;
Разучивание и
исполнение песен
соответствующей
тематики.;
Знакомство с
принципом
расположения партий
в партитуре.
Разучивание,
исполнение (с
ориентацией на
нотную запись)
ритмической
партитуры для 2—3
ударных
инструментов.;
Работа по группам —
сочинение своего
варианта ритмической
партитуры;

Устный опрос;
Практическая
работа;

Произведения для уроков музыки
https://sosch36.edusite.ru/p123aa1.html

4.3.

Музыкальные
инструменты.
Фортепиано.

Итого по модулю

2

5

Модуль 5. Духовная музыка

0

2

Концерт
"Про блины"
фортепианной музыки песня русская
(старшая школа)
народная
Слушание
фортепианных пьес
композиторов,
исполнение песен, в
которых
присутствуют
звукоизобразительные
эле- менты,
подражание голосам
народных
инструментов.

Демонстрация
возможностей
инструмента
(исполнение одной и
той же пьесы тихо и
громко, в раз- ных
регистрах, разными
штрихами). Игра на
фортепиано в
ансамбле с учителем

12.12.2022
23.12.2022

Знакомство с
Устный опрос;
многообразием красок Практическая
фортепиано.
работа;
Слушание
фортепианных пьес в
исполнении
известных
пианистов.;
«Я — пианист» —
игра — имитация
исполнительских
движений во время
звучания музыки.;
Слушание детских
пьес на фортепиано в
исполнении учителя.
Демонстрация
возможностей
инструмента
(исполнение одной и
той же пьесы тихо и
громко, в разных
регистрах, разными
штрихами). Игра на
фортепиано в
ансамбле с
учителем2.;
Посещение концерта
фортепианной
музыки.;
Разбираем
инструмент —
наглядная
демонстрация
внутреннего
устройства
акустического
пианино.;
«Паспорт
инструмента» —
исследовательская
работа,
предполагающая
подсчёт параметров
(высота, ширина,
количество клавиш,
педалей и т. д.);

Видеоуроки по музыке
https://www.youtube.com/playlist?
list=PLvtJKssE5NrgNiuRe35PmtfBGjYdZEpfl

5.1.

Песни
верующих

1

Итого по модулю

1

0

1

Рождественские
песни
Слушание,
разучивание,
исполнение
вокальных
произведений
религиозного
содержания. Диалог с
учителем о характере
музыки, манере
исполнения,
выразительных
средствах.

Рождественские Рождественские песни
песни

26.12.2022
30.12.2022

Слушание,
разучивание,
исполнение
вокальных
произведений
религиозного
содержания. Диалог с
учителем о характере
музыки, манере
исполнения,
выразительных
средствах.;
Знакомство с
произведениями
светской музыки, в
которых воплощены
молитвенные
интонации,
используется
хоральный склад
звучания.;
Просмотр
документального
фильма о значении
молитвы.;
Рисование по
мотивам
прослушанных
музыкальных
произведений;

Устный опрос;

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/6/1/

2

Разучивание,
исполнение образцов
традиционного фольклора своей
местности, песен,
посвящённых своей
малой родине, песен
композиторовземляков.

Разучивание,
исполнение
образцов
традиционного
фольклора
своей
местности,
песен,
посвящённых
своей малой
родине, песен
композиторовземляков.

09.01.2023
20.01.2023

Разучивание,
исполнение образцов
традиционного
фольклора своей
местности, песен,
посвящённых своей
малой родине, песен
композиторовземляков.;
Диалог с учителем о
музыкальных
традициях своего
родного края.;
Просмотр
видеофильма о
культуре родного
края.;
Посещение
краеведческого
музея.;
Посещение
этнографического
спектакля, концерта;

Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Видеоуроки по музыке
https://www.youtube.com/playlist?
list=PLvtJKssE5NrgNiuRe35PmtfBGjYdZEpfl

Модуль 6. Народная музыка России
6.1.

Край, в котором
ты живёшь

2

0

Хоровод "Во поле
береза стояла"

6.2.

Русский
фольклор

Итого по модулю

2

0

4

Модуль 7. Музыка в жизни человека

2

Разучивание,
исполнение образцов
традиционного фольклора своей
местности, песен,
посвящённых своей
малой родине, песен
композиторовземляков.

Разучивание,
исполнение
русских
народных песен
разных жанров.

Ритмическая
импровизация,
сочинение
аккомпанемента на
ударных инструментах
к изученным
народным песням.

23.01.2023
03.02.2023

Разучивание,
исполнение русских
народных песен
разных жанров.;
Участие в
коллективной
традиционной
музыкальной игре.;
Сочинение мелодий,
вокальная
импровизация на
основе текстов
игрового детского
фольклора.;
Ритмическая
импровизация,
сочинение
аккомпанемента на
ударных
инструментах к
изученным народным
песням.;
Исполнение на
клавишных или
духовых
инструментах
(фортепиано,
синтезатор, свирель,
блокфлейта, мелодика
и др.) мелодий
народных песен,
прослеживание
мелодии по нотной
записи;

Устный опрос;
Практическая
работа;

Видеоуроки по музыке
https://www.youtube.com/playlist?
list=PLvtJKssE5NrgNiuRe35PmtfBGjYdZEpfl

7.1.

Музыкальные
пейзажи

1

0

1

Слушание
произведений
программной музыки,
посвящённой образам
природы.

Д.Б.
Кабалевский
"То березка, то
рябина"

Двигательная
импровизация,
пластическое
интонирование.

13.02.2023
17.02.2023

Слушание
произведений
программной музыки,
посвящённой образам
природы. Подбор
эпитетов для
описания настроения,
характера музыки.
Сопоставление
музыки
с произведениями
изобразительного
искусства.;
Двигательная
импровизация,
пластическое
интонирование.;
Разучивание,
одухотворенное
исполнение песен о
природе, её красоте.;
Рисование
«услышанных»
пейзажей и/или
абстрактная
живопись — передача
настроения цветом,
точками, линиями.;
Игра-импровизация
«Угадай моё
настроение»;

Устный опрос;
Практическая
работа;

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/6/1/

7.2.

Музыкальные
портреты

1

0

1

Слушание
произведений
вокальной,
программной
инструментальной
музыки, посвящённой
образам людей,
сказочных
персонажей.

Разучивание
песенок из
мультфильмов.
"Если добрый
ты"

Двигательная
импровизация в образе
героя музыкального
произведения.

20.02.2023
03.03.2023

Слушание
Устный опрос;
произведений
вокальной,
программной
инструментальной
музыки, посвящённой
образам людей,
сказочных
персонажей. Подбор
эпитетов для
описания настроения,
характера музыки.
Сопоставление
музыки с
произведениями
изобразительного
искусства;
Двигательная
импровизация в
образе героя
музыкального
произведения;
Разучивание,
харáктерное
исполнение песни —
портретной
зарисовки;
Рисование, лепка
героя музыкального
произведения;
Игра-импровизация
«Угадай мой
характер»;
Инсценировка —
импровизация в жанре
кукольного/теневого
театра с помощью
кукол, силуэтов и др.;

Сайт учителя музыки
https://www.sites.google.com/site/muz050116/ucenikam1/1-klass

7.3.

Какой же
праздник без
музыки?

1

0

1

Слушание
произведений
торжественного,
праздничного
характера.

Разучивание
песен к
празднику мам
и 23 февраля

«Дирижирование»
фрагментами
произведений.Конкурс
на лучшего
«дирижёра».

06.03.2023
17.03.2023

Диалог с учителем о
Устный опрос;
значении музыки на
Практическая
празднике;
работа;
Слушание
произведений
торжественного,
праздничного
характера.
«Дирижирование»
фрагментами
произведений.
Конкурс на лучшего
«дирижёра»;
Разучивание и
исполнение
тематических песен к
ближайшему
празднику;
Проблемная ситуация:
почему на праздниках
обязательно звучит
музыка?;
Запись
видеооткрытки с
музыкальным
поздравлением;
Групповые
творческие шутливые
двигательные
импровизации
«Цирковая труппа»;

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/6/1/

7.4.

Музыка на
войне, музыка
о войне

2

1

1

Слушание,
музыкальных
произведений
военной тематики.
Знакомство с
историей их
сочинения и
исполнения

"Шел
ленинградский
паренек"
народная
"Три танкиста"
Блантер
"Катюша"
Блантер

Исполнение
музыкальных
произведений военной
тематики. Знакомство
с историей их
сочинения и
исполнения

20.03.2023
07.04.2023

Чтение учебных и
художественных
текстов, посвящённых
военной музыке.
Слушание,
исполнение
музыкальных
произведений
военной тематики.
Знакомство с
историей их
сочинения и
исполнения;
Дискуссия в классе.
Ответы на вопросы:
какие чувства
вызывает эта музыка,
почему? Как влияет
на наше восприятие
информация о том,
как и зачем она
создавалась?;
Сочинение новой
песни о войне;

Сайт учителя музыки
https://www.sites.google.com/site/muz050116/ucenikam1/1-klass

Итого по модулю

5

Практическая
работа;
Творческая
работа;

Модуль 8. Музыкальная грамота
8.1.

Высота звуков

Итого по модулю

1

0

1

Модуль 9. Музыка народов мира

1

Прослушивание
"Песенки о нотах"
Определение на слух
принадлежности
звуков к одному из
регистров.
Прослеживание по
нотной записи
отдельных мотивов,
фрагментов знакомых
песен, вычленение
знакомых нот, знаков
альтерации.

Разучивание "
Песенки о
нотах"

вокальные и
инструментальные
импровиза- ции на
основе данных
интонаций.

10.04.2023
14.04.2023

Освоение понятий
«выше-ниже».
Определение на слух
принадлежности
звуков к одному из
регистров.
Прослеживание по
нотной записи
отдельных мотивов,
фрагментов знакомых
песен, вычленение
знакомых нот, знаков
альтерации.;
Наблюдение за
изменением
музыкального образа
при изменении
регистра.;
Исполнение на
клавишных или
духовых
инструментах
попевок, кратких
мелодий по нотам.;
Выполнение
упражнений на
виртуальной
клавиатуре;

Устный опрос;

Сайт учителя музыки
https://www.sites.google.com/site/muz050116/ucenikam1/1-klass

9.1.

Музыка наших
соседей

Итого по модулю

1

0

1

Модуль 10. Классическая музыка

1

Слушание песен,
танцев народов мира.

Исполнение
песен, танцев
народов мира.

Сочинение,
импровизация
ритмических
аккомпанементов к
ним (с помощью
звучащих жестов или
на ударных
инструментах).

17.04.2023
21.04.2023

Знакомство с
Устный опрос;
особенностями
музыкального
фольклора народов
других стран.
Определение
характерных черт,
типичных элементов
музыкального языка
(ритм, лад,
интонации).;
Знакомство с
внешним видом,
особенностями
исполнения и
звучания народных
инструментов.;
Определение на слух
тембров
инструментов.;
Классификация на
группы духовых,
ударных, струнных.;
Музыкальная
викторина на знание
тембров народных
инструментов.;
Двигательная игра —
импровизация​‐
подражание игре на
музыкальных
инструментах.;
Сравнение интонаций,
жанров, ладов,
инструментов других
народов с
фольклорными
элементами народов
России.;

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/6/1/

10.1.

Композиторы детям

1

0

1

«Шутка»И. С. Баха,
«Мелодия» из оперы
«Орфей и Эвридика»

Шаинский В.
"Песенка о
школе"

Сочинение
ритмических
аккомпанементов (с
помощью звучащих
жестов или ударных и
шумовых
инструментов) к
пьесам маршевого и
танцевального
характера

24.04.2023
28.04.2023

Слушание музыки,
определение
основного характера,
музыкальновыразительных
средств,
использованных
композитором.
Подбор эпитетов,
иллюстраций к
музыке. Определение
жанра.;
Музыкальная
викторина.;
Вокализация,
исполнение мелодий
инструментальных
пьес со словами.
Разучивание,
исполнение песен.;
Сочинение
ритмических
аккомпанементов (с
помощью звучащих
жестов или ударных и
шумовых
инструментов) к
пьесам маршевого и
танцевального
характера;

Устный опрос;

Сайт учителя музыки
https://www.sites.google.com/site/muz050116/ucenikam1/1-klass

10.2.

Музыкальные
инструменты.
Фортепиано.

1

0

1

Слушание
фортепианных пьес в
исполнении
известных пианистов.

Кабалевский
Д.Б. "То
березка. то
рябина"

Игра на фортепиано в
ансамбле с учителем

01.05.2023
05.05.2023

Знакомство с
Практическая
многообразием красок работа;
фортепиано.
Слушание
фортепианных пьес в
исполнении
известных
пианистов.;
«Я — пианист» —
игра — имитация
исполнительских
движений во время
звучания музыки.;
Слушание детских
пьес на фортепиано в
исполнении учителя.
Демонстрация
возможностей
инструмента
(исполнение одной и
той же пьесы тихо и
громко, в разных
регистрах, разными
штрихами). Игра на
фортепиано в
ансамбле с
учителем2.;
Посещение концерта
фортепианной
музыки.;
Разбираем
инструмент —
наглядная
демонстрация
внутреннего
устройства
акустического
пианино.;
«Паспорт
инструмента» —
исследовательская
работа,
предполагающая
подсчёт параметров
(высота, ширина,
количество клавиш,
педалей и т. д.);

Сайт учителя музыки
https://www.sites.google.com/site/muz050116/ucenikam1/1-klass

10.3.

Музыкальные
инструменты.
Скрипка,
виолончель

Итого по модулю

2

1

1

Слушание
музыкальных
фрагментов в
исполнении
известных
музыкантовинструменталистов.

"Я на
скрипочке
играю"
Филиппенко А.

Игра-имитация
исполнительских
движений во время
звучания музыки.

08.05.2023
19.05.2023

Игра-имитация
исполнительских
движений во время
звучания музыки.;
Музыкальная
викторина на знание
конкретных
произведений и их
авторов, определения
тембров звучащих
инструментов.;
Разучивание,
исполнение песен,
посвящённых
музыкальным
инструментам.;
Посещение концерта
инструментальной
музыки.;
«Паспорт
инструмента» —
исследовательская
работа,
предполагающая
описание внешнего
вида и особенностей
звучания
инструмента,
способов игры на
нём;

Творческая
работа;

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/6/1/

1

Кабалевский Д.Б.
"Волк и семеро
козлят"

Кабалевский
Д.Б. "Волк и
семеро козлят"

Кабалевский Д.Б.
"Волк и семеро
козлят"

22.05.2023
26.05.2023

Видеопросмотр
музыкальной сказки.
Обсуждение
музыкальновыразительных
средств, передающих
повороты сюжета,
характеры героев.
Игра-викторина
«Угадай по голосу».;
Разучивание,
исполнение
отдельных номеров из
детской оперы,
музыкальной сказки.;
Постановка детской
музыкальной сказки,
спектакль для
родителей.;
Творческий проект
«Озвучиваем
мультфильм»;

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Сайт учителя музыки
https://www.sites.google.com/site/muz050116/ucenikam1/1-klass

4

Модуль 11. Музыка театра и кино
11.1.

Музыкальная
сказка на сцене,
на экране

Итого по модулю

1

1

0

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

33

3

30

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

1.

Красота и вдохновение

1

0

1

01.09.2022 Устный опрос;

2.

Музыкальные пейзажи

1

0

1

08.09.2022 Устный опрос;

3.

Русский фольклор

1

0

1

15.09.2022 Практическая
работа;

4.

Русские народные
музыкальные
инструменты

1

0

1

22.09.2022 Устный опрос;

5.

Русские народные
музыкальные
инструменты

1

0

1

29.09.2022 Практическая
работа;

6.

Сказки, мифы и легенды

1

0

1

06.10.2022 Устный опрос;

7.

Сказки, мифы и легенды

1

1

0

13.10.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Стартовая
диагностика.
Творческая
работа.;

8.

Весь мир звучит

1

0

1

20.10.2022 Устный опрос;

9.

Звукоряд

1

0

1

27.10.2022 Практическая
работа;

10. Ритм

1

0

1

10.11.2022 Практическая
работа;

11. Ритмический рисунок

1

0

1

17.11.2022 Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

12. Композиторы — детям

1

0

1

24.11.2022 Устный опрос;

13. Композиторы — детям

1

0

1

01.12.2022 Практическая
работа;

14. Оркестр

1

0

1

08.12.2022 Устный опрос;

всего контрольные практические
работы
работы

Дата
Виды, формы
изучения контроля

15. Музыкальные
инструменты.
Фортепиано.

1

0

1

15.12.2022 Устный опрос;

16. Музыкальные
инструменты.
Фортепиано.

1

0

1

22.12.2022 Практическая
работа;

17. Песни верующих

1

0

1

29.12.2022 Устный опрос;

18. Край, в котором ты
живёшь

1

0

1

12.01.2023 Устный опрос;

19. Край, в котором ты
живёшь

1

0

1

19.01.2023 Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

20. Русский фольклор

1

0

1

26.01.2023 Устный опрос;

21. Русский фольклор

1

0

1

02.02.2023 Практическая
работа;

22. Музыкальные пейзажи

1

0

1

16.02.2023 Устный опрос;

23. Музыкальные портреты

1

0

1

02.03.2023 Устный опрос;

24. Какой же праздник без
музыки?

1

0

1

16.03.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;

25. Музыка на войне, музыка
о войне

1

0

1

23.03.2023 Практическая
работа;

26. Музыка на войне, музыка
о войне

1

1

0

06.04.2023 Творческая
работа;

27. Высота звуков

1

0

1

13.04.2023 Устный опрос;

28. Музыка наших соседей

1

0

1

20.04.2023 Устный опрос;

29. Композиторы - детям

1

0

1

27.04.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;

30. Музыкальные
инструменты.
Фортепиано.

1

0

1

04.05.2023 Практическая
работа;

31. Музыкальные
инструменты. Скрипка,
виолончель

1

0

1

11.05.2023 Практическая
работа;

32. Музыкальные
инструменты. Скрипка,
виолончель

1

1

0

18.05.2023 Творческая
работа;

33. Музыкальная сказка
на сцене, на экране

1

0

1

25.05.2023 Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

3

30

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка. 1 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические материалы к учебнику "Музыка" https://catalog.prosv.ru/attachment/08f1ee44-6599-11e0bb2a-001018890642.pdf?
utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
РЭШ https://resh.edu.ru/subject/6/1/
Опера http://opera.r2.ru/ - Римский-Корсаков
Сайт учителя музыки https://www.sites.google.com/site/muz050116/ucenikam-1/1-klass
Видеоуроки по музыке https://www.youtube.com/playlist?list=PLvtJKssE5NrgNiuRe35PmtfBGjYdZEpfl
Произведения для уроков музыки https://sosch36.edusite.ru/p123aa1.html

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Учебно-методические комплекты по музыке для 1 класса
(программы, учебники, рабочие тетради и др.): • Критская Е.Д. Музыка. 1 класс: учеб. для
общеобразоват.
учреждений/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.
Шмагина. – М.: Просвещение, 2013 • Критская Е.Д. Музыка. 1 класс: рабочая тетрадь/ Е.Д.
Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.:
Просвещение, 2013 • Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс:
пособие для учителя/ сост. Е.Д. Критская. – М. :
Просвещение, 2011
Стандарт начального образования по музыкальному искусству.
Примерная программа начального образования по
музыкальному искусству.
Портреты русских и зарубежных композиторов
Таблицы по музыке: нотные примеры, тексты песен,
музыкальные инструменты
Дидактический раздаточный материал: карточки по
музыкальной грамоте и хоровой работе
Хрестоматии музыкального материала к учебникам
Сборники песен и хоров
Книги о музыке и музыкантах (в том числе в цифровой форме)
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления
таблиц, постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления
картинок.
Телевизор (по возможности)
Мультимедийный проектор
Компьютер
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
Видеофильмы
Слайды
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы,
соответствующие тематике, данной в стандарте обучения: • http://www.proshkolu.ru/ •
https://pedsovet.org/publikatsii/muzyka
• https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka
Фортепиано
Клавишный синтезатор
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Комплект детских музыкальных инструментов: блок-флейта,
колокольчик, бубен, барабан, треугольник, румба, маракасы,

кастаньеты, металлофоны /ксилофоны и д.р.;
народные инструменты: свистульки, деревянные ложки,
трещотки;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».