Программа по внеурочной деятельности ООО _Разговоры о важном_ ООО

Одобрена решением федерального учебно-методического объединения
по общему образованию
протокол № 6/22 от 15.09.2022 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
(ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)

Москва
2022

СОДЕРЖАНИЕ

Основное общее образование
Пояснительная записка ……………………………………….33
Содержание курса внеурочной деятельности……………….33
Планируемые результаты освоения курса…………………..35
Тематическое планирование…………………………………42
Приложение……………………………………………

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего,
основного общего и среднего общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности.
Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во
всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его
пределами.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре,
знаниям, здоровью.
Педагог помогает обучающемуся:
в формировании его российской идентичности;
в формировании интереса к познанию;
в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других;

•
•
•

•
•
•
•
•
•
•

в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных
и правовых норм;

в создании мотивации для участия в социально-значимой деятельности;
в развитии у школьников общекультурной компетентности;
в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
в осознании своего места в обществе;
в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативную правовую основу настоящей Примерной рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составляют
следующие документы.
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ
Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования». (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100.)
3
4

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования». (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101.)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676.)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования». (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675.)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413». (Зарегистрирован
12.09.2022 № 70034.)
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03-1190.
Примерная рабочая программа по воспитанию для общеобразовательных организаций, одобренная решением федерального учеб- нометодического объединения по общему образованию. (Протокол от
23 июня 2022 г. № 3/22.)

Варианты реализации программыи формы
проведения занятий
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1–2, 3–4, 5–
7, 8–9 и 10–11 классов. На уровень начального общего образования приходится 136 часов, основного общего образования — 170 часов, среднего общего образования — 68 часов.
Занятия по программе проводятся в формах, позволяющих обучающемуся вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, беседы, деловые игры, викторины, интервью,
блицопросы и т. д.).
Программа может быть реализована в течение одного учебного года, если занятия проводятся 1 раз в неделю.

54

Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций примерной программы воспитания. Это позволяет на практике
соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное
развитие ребёнка. Это проявляется:
в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию
в примерной программе воспитания;

•
•

•

в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлечённость в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.

Ценностное наполнение внеурочных занятий
В основе определения тематики внеурочных занятий лежат два принципа:
1) соответствие датам календаря;
2) значимость для обучающегося события (даты), которое отмечается
в календаре в текущем году.
Даты календаря можно объединить в две группы:
1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные
числа ежегодно (государственные и профессиональные праздники,
даты исторических событий). Например, День народного единства,
День защитника Отечества, Рождество, День учителя, День российской науки и т.д.
2. Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства. Например, 165 лет со дня рождения К. Э. Циолковского, 160 лет
со дня рождения К. С. Станиславского.
В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые
не связаны с текущими датами календаря, но являются важными в воспитании школьника. К примеру: «Мы разные, мы вместе», «Забота о каждом:
цифровая безопасность и гигиена школьника» и др.
Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей: становление у обучающихся гражданско-патриотических чувств. Исходя из этого,
в планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения.
Основные ценности характеризуются следующим образом.
5
6

1. Историческая память

•

Историческая память — обязательная часть культуры народа и каждого гражданина;

•

историческая память соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить и продолжить достижения, мудрость, опыт, традиции прошлых поколений;

•

историческая память есть культура целого народа, которая складывается из объединения индивидульных переживаний и включает важнейшие нравственные качества: благодарность, уважение, гордость
потомков за жизнь и подвиги предков.
Осознание этой нравственной ценности базируется на конкретном содержании занятия. Например, тема «День народного единства» рассматривается на известных исторических фактах — единение людей, когда Родина
нуждается в защите в 1612 г.
2. Преемственность поколений

•

Каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает, воссоздаёт, продолжает его достижения, традиции;

•

семья построена на сохранении преемственности поколений. Память
о предыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фотографиях, вещах и заключается в гуманном отношении к старшим поколениям.
Например, тема: «Мы разные, мы вместе». Обсуждается проблема: каждое поколение связано с предыдущими и последующими общей культурой,
историей, средой обитания, языком общения. Каждый человек должен воспитывать в себе качества, которые были характерны для наших предков, людей далёких поколений: любовь к родной земле, малой родине, Отечеству.
3. Патриотизм — любовь к Родине

•

Патриотизм (любовь к Родине) — самое главное качества гражданина;

•

любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности
к родному дому, малой Родине;

•

патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли; чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов
России.
Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях «Разговоров о важном». В каждом сценарии в соответствии с содержанием раскрывается многогранность чувства патриотизма и его проявления в разных сферах человеческой жизни.
4. Доброта, добрые дела

•

Доброта — это способность (желание и умение) быть милосердным,
поддержать, помочь без ожидания благодарности;

76

•

благотворительность — проявление добрых чувств; благотворительность была распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером для подражания.
Например, тема «Забота о каждом». Разговор о добрых делах граждан
России в прошлые времена и в настоящее время, тема волонтёрства.
5. Семья и семейные ценности

•

Семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством, общими делами, но и значимыми ценностями — взаимопониманием, взаимоподдержкой, традициями и т. д.;

•

каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти на помощь другому: взять на себя его дела, проявить внимание,
оказать помощь друг другу;

•

учащийся должен ответственно относиться к своей семье, участвовать во всех её делах, помогать родителям;

•

семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейные ценности представлены в традиционных религиях России.
Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является предметом обсуждения на занятиях, посвящённых темам: «День матери», «День
отца», «День пожилых людей», «Традиционные семейные ценности» и др.
6. Культура России

•

Культура общества — это достижения человеческого общества, созданные на протяжении его истории;

•

российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема
во всём мире;

•

культура представлена достижениями в материальной сфере (строительство, техника, предметы быта и др.), в духовной сфере (народное
творчество, литература, изобразительное искусство, музыка, театр
и др.), а также в этике, культуре взаимоотношений людей.
Темы, связанные с осознанием обучающимися этой социальной ценности, подробно и разносторонне представлены в «Разговорах о важном». Поэтому многие сценарии построены на чтении поэзии, обсуждении видеофильмов, произведений живописи и музыки: «День музыки», «Мечты»,
«Великие люди России: К. С. Станиславский», «День театра».
7. Наука на службе Родины
Наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека;
в науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящие свою деятельность;

•
•

•
78

в России совершено много научных открытий, без которых невозможно представить современный мир.

О такой ценности общества и одельно взятого человека учащиеся узна- ют в
процессе обсуждения тем: «День российской науки», «165 лет со дня
рождения К. Э. Циолковского», «День космонавтики: мы — первые».
Следует отметить, что многие темы внеурочных занятий выходят за рам- ки
содержания, изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет
обязательно добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и
чёткого воспроизведения нового термина или понятия. Необходимо понимать, что на внеурочных занятиях как неучебных формируются определённые ценности: высшие нравственные чувства и социальные отношения. В
течение года учащиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех
же понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им. При анализе содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где функционирует данная образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень развития учащихся, их интересы и
потребности. При необходимости, исходя из статуса семей обучающихся,
целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и творческие зада- ния,
выполнение которых предлагается вместе с родителями, другими чле- нами
семьи.

3332

Особенности работы педагога по программе
Личностное развитие ребёнка — главная цель педагога. Личностных результатов педагог может достичь, увлекая школьника совместной и интерес- ной
им обоим многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть по- тенциал
каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий
доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным
содержанием.
Задача педагога, транслируя собственные убеждения и жизненный опыт,
дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
В приложениях к программе содержатся методические рекомендации,
помогающие педагогу грамотно организовать деятельность школьников на
занятиях в рамках реализации программы курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном».

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Знакомство с платформой «Россия — страна возможностей». Возможности, которые предоставляет платформа «Россия — страна возможностей».
Родина — не только место рождения. История, культура, научные достижения: чем мы можем гордиться?
Мечты и фантазии человека о космических полётах. К. Э. Циолковский — основоположник ракетодинамики и теоретической космонавтики.
Герои освоения космоса.
1 октября — Международный день пожилых людей. Почитание старшего
поколения. Возрастные изменения — не повод быть исключённым из жизни семьи и общества.
Ценность профессии учителя. Учителя в годы Великой Отечественной
войны. Современный учитель: какой он?
История формирования понятий «род» и «отец». Образ отца в отечественной литературе. Качества настоящего отца. Равноправие родителей
в семье.
Уникальность музыки каждого народа. Музыкальные инструменты. Виды искусства, где музыка — неотъемлемая часть.
Дом, в котором мы живём. Идеальные отношения в семье: какие они?
Семейные ценности.
Смутное время в истории нашей страны. Самозванцы — одна из причин
продолжавшейся Смуты. Ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и земским старостой Кузьмой Мининым. Примеры единения народа
не только в войне.
Разнообразие культуры народов России. Традиции разных народов.
Уважение между людьми разных национальностей — основа межкультурного общения. Влияние многоязычия на толерантность. Почему языки исчезают?
Мама — важный человек в жизни каждого. Материнская любовь — простая и безоговорочная. Легко ли быть мамой?
Герб — символ государства. У каждой страны свой герб. Значение триколора. История российского флага.
История создания Красного Креста. Особенности волонтёрской деятельности. Волонтёрство в России.
33
34

Россия — страна с героическим прошлым. Современные герои — кто
они? Россия начинается с меня?
Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и выполнение
обязанностей. Ответственность — это осознанное поведение.
История праздника Рождества Христова. Рождественские традиции
в России и в других государствах.
Новый год — праздник всей семьи. Новогодние семейные традиции. Новогодние приметы.
Отношение к личной информации. Добавление «друзей» в Сети. Всё, что
попадает в Сеть, остаётся там навсегда.
Голод, морозы, бомбардировки — тяготы блокадного Ленинграда. Блокадный паёк. Способы выживания ленинградцев. О провале планов немецких войск.
Авторитет К. С. Станиславского в области сценического искусства. Некоторые факты его биографии. Основные идеи системы Станиславского.
Цивилизация без научных достижений. Научные и технические достижения в нашей стране. Достижения науки в повседневной жизни. Плюсы
и минусы научно-технического прогресса.
Географические особенности и природные богатства России. Многочисленные народы России. Единый перечень коренных малочисленных народов (47 этносов). Российская культура. Чем славится Россия?
День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает сегодня. Смекалка в военном деле. Задачи армии в мирное время.
Мотивация добрых дел. Подлинность намерений — то, что у тебя внутри. Проблемы, с которыми сталкиваются добрые люди.
Связь праздника 8 Марта с именем Клары Цеткин. Освоение женщинами «мужских» профессий. Традиционность подхода «мужчина — добытчик,
женщина — хранительница очага»: изменились ли роли?
Сергей Владимирович Михалков — поэт, драматург, баснописец, сказочник, сатирик, сценарист, общественный деятель. Страсть С. В. Михалкова
к стихотворчеству. Работа в армейской печати во время Великой Отечественной войны. Решение правительства России о смене гимна. Вторая редакция текста гимна.
Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского полуострова. Значение Крыма. Достопримечательности Крыма.
Сила театрального искусства. Читка пьес — особый жанр театрального
искусства. Кино и театр: аргументы за и против.
Главные события в истории покорения космоса. Отечественные космонавты-рекордсмены. Подготовка к полёту — многолетний процесс.
34
35

Появление термина «геноцид». Геноцид советского народа и народов Европы во время Второй мировой войны. Международный военный трибунал
в Нюрнберге. Конвенция ООН о предупреждении преступления геноцида
и наказании за него. Геноцид в современном мире.
День Земли — призыв задуматься о сохранности планеты. Экологические проблемы как следствие безответственного поведения человека. Соблюдать экоправила — не так сложно.
История Праздника труда. Труд — это право или обязанность человека?
Работа мечты. Жизненно важные навыки.
История появления праздника День Победы. Поисковое движение России. Могила Неизвестного Солдата. Семейные традиции празднования Дня
Победы.
19 мая 1922 года — день рождения пионерской организации. Цель её создания и деятельность. Распад пионерской организации. Причины, по которым дети объединяются.
Разные представления о счастье. Слагаемые счастья. Рецепт счастливой
жизни.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных
интересов других людей; активное участие в жизни семьи, родного края,
страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание
роли различных социальных институтов в жизни человека; представление
об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность
к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
В сфере патриотического воспитания: осознание российской граждан- ской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение

36
35

к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение
к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального
и общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества.
В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюде- ние
правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в
том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание
своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в реше- нии
практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей
жизни; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из
социальных и естественных наук для решения задач в области окружаю- щей
среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осоз- нание
глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осоз- нание своей
роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической
и
социальной
сред;
готовность
к
участию в
практической деятельности экологической направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природ36
37

ной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой
как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального
и коллективного благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социаль- ной и
природной среды: освоение обучающимися социального опыта, ос- новных
социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возрас- та, норм
и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; открытость опыту и знаниям
других; повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение анализировать и выявлять взаимосвязи
природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом
влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов,
возможных глобальных последствий.
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно систематизировать информацию.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными
действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять
уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы
по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои
37
38

суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие
и сходство позиций; понимать и использовать преимущества командной
и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности,
коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
мозговые штурмы и иные); выполнять свою часть работы, достигать каче ственного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад
каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными дей- ствиями:
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
делать выбор и брать ответственность за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; объяснять причины достижения
(недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому
опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать
соответствие результата цели и условиям; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку
и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость
себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном» представлены с учётом специфики содержания
предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности:
Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности; формирование умений речевого взаимодействия: создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы; участие в диалоге разных видов:
38
39

побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение
информации; овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым); формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста; выделение главной
и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте; извлечение информации из различных источников, её осмысление и оперирование ею.
Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности
литературы и её роли в формировании гражданственности и патриотизма,
укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных
отличий художественного текста от текста научного, делового, публицистического; овладение умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира,
отражённую в литературных произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов; овладение умением пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произве дению и формулировать вопросы к тексту; развитие умения участвовать
в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на литературные темы,
соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии; давать аргументированную оценку прочитанному.
Иностранный язык: умение сравнивать, находить черты сходства и различия в культуре и традициях народов России и других стран.
Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации технических средств информационно-коммуникационных технологий; умение соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной
этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в Интернете, выбирать безопасные стратегии поведения в Сети.
История: соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами, событиями региональной и мировой истории, события истории родного края и истории России; определять современников
исторических событий, явлений, процессов; умение выявлять особенности
развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи; умение рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах
истории родного края, истории России и мировой истории и их участниках,
демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических понятий; умение выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов; умение устанавливать причинно-следственные, пространственные,

40
39

временные связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого
периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями XX —
начала XXI в.; умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов; приобретение опыта взаимодействия
с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности
на основе национальных ценностей современного российского общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; уважения к историческому
наследию народов России.
Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социаль- ных
свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людь- ми,
важности семьи как базового социального института; о характерных
чертах общества; о содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения; о процессах и явлениях в экономической,
социальной, духовной и политической сферах жизни общества; об основах
конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации
(в том числе несовершеннолетнего); о системе образования в Российской
Федерации; об основах государственной бюджетной и денежно-кредитной,
социальной политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности
личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма; умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод че ловека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали
и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь,
коллективизм, историческое единство народов России, преемственность
истории нашей Родины); умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции; умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной
жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства; связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве; умение использовать полученные знания
для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений,
процессов социальной действительности; умение с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт
определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм
40
41

своё отношение к явлениям, процессам социальной действительности; умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, соотносить её с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека,
личным социальным опытом; умение оценивать собственные поступки
и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности;
осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения; осознание ценности культуры и традиций народов России.
География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, понимание роли географии
в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего населённого
пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи
устойчивого развития; умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами;
умение оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

41
42

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5–7, 8–9 классы (1 час в неделю)
Темы
День знаний / Россия
— страна
возможностей
(1 час)
5–7 классы:
«Мы — Россия.
Возможности —
будущее»

Основное содержание

Деятельность школьников

Знакомство с платформой «Россия —
страна возможностей».
Возможности, которые предоставляет
платформа «Россия — страна возможностей»

Участие во вступительной беседе. Просмотр ролика «История успеха».
Участие в мотивационной беседе о чертах характера, которые присущи людям
с активной жизненной позицией, о мечтах и о том, как можно их достигнуть.
Просмотр просмотр ролика «Россия —
страна возможностей»

Родина — не только место рождения.
История, культура, научные достижения:
чем мы можем гордиться?

Участие во вступительной беседе о России. Просмотр ролика о России. Участие
в работе с пословицами.
Интерактивное задание «Своя игра».
Участие в инсценировке и решении проблемных ситуаций с дальнейшим обсуждением

8–9 классы:
«Мы — Россия.
Возможности —
будущее»
Наша страна —
Россия
(1 час)
5–7 классы:
«Что мы Родиной
зовём?»

4
423

8–9 классы:
«Мы — жители
большой страны»

4
4
43

Продолжение
Темы
165 лет
со дня рождения
К. Э.
Циолковского (1
час)
5–7 классы:
«Невозможное
сегодня станет
возможным завтра
(К. Э.
Циолковский)»

Основное содержание

Деятельность школьников

Мечты и фантазии человека о
космических
полетах.
К.
Э.
Циолковский — основоположник
ракетодинамики и теоретической
космонавтики.
Герои
освоения
космоса

Участие во вступительной беседе о
мечтах и фантазиях человека о
космических полётах. Участие в
викторине
о
космонавтике.
Просмотр видеоролика.
Участие
в
групповой
работе:
знакомство с героями
освоения
космоса. Участие в беседе о К. Э.
Циолковском

1 октября — Международный день
пожилых людей. Почитание старшего
поколения. Возрастные изменения —
не повод быть исключённым из жизни
семьи и общества

Участие во вступительной беседе о
Международном
дне
пожилых
людей. Про- смотр видеоролика.
Участие
в
групповой
работе:
составляем
«Кодекс уважения и поддержки
пожилых людей»

8–9 классы:
«Невозможное
сегодня станет
возможным завтра
(К. Э.
Циолковский)»
День
пожилых
людей
(1 час)
5–7 классы:
«Обычаи и
традиции моего
народа: как
прошлое
соединяется с

настоящим?»

8–9 классы:
«Обычаи и
традиции моего
народа: как
прошлое
соединяется с
настоящим?»

День
учителя (1
час)
5–7 классы:
«Если бы я был
учителем…»

Ценность профессии
учителя.
Учителя
в
годы
Великой
Отечественной
войны.
Современный учитель: какой он?

Просмотр видеоролика.
Участие в командной работе: каким
должен
быть
современный
учитель? (Создание кластера.)
Участие в дискуссии на одну из
предложенных тем: «Если бы я был
учителем,
ка- кими
качествами
обладал…, как относился бы к
ученикам…, как готовился к занятиям…,
какие
вспомогательные
средства использовал для проведения
уроков?»;
«Как сделать урок интересным?»;
«Что нужно, чтобы понимать своих
учеников?»; «Нужно ли учителю
учиться?»

История
формирования
понятий
«род» и
«отец». Образ отца в отечественной
литературе. Качества настоящего
отца. Равноправие родителей в
семье

Просмотр
видеоролика.
Знакомство
с
литературными
образами отца.
Участие в групповой работе по
соотнесению текста и высказывания
известного человека об отце.
Участие в беседе о нравственных
качествах отца.
Обмен мнениями о том, какое из
предложенных высказываний ближе
всего школьникам

8–9 классы:
«Какие качества
необходимы
учителю?»

День
отца (1
час)
5–7 классы:
«Отчество — от
слова
„отец“»
8–9 классы:
«Отчество — от
слова
„отец“»

День
музыки (1
час)
5–7 классы:
«Что мы музыкой
зовём»

8–9 классы:
«Что мы музыкой
зовём»

Уникальность
музыки
каждого
народа. Музыкальные инструменты.
Виды искусства, где музыка —
неотъемлемая часть

Групповая
работа
по
созданию
кластера
«Музыка»
в
зависимости
от
ассоциаций, которые возникают от
слова
«музыка».
Просмотр
видеоролика.
Участие в дискуссии о видах
искусства,
где
музыка
—
неотъемлемая часть

4
5
44

4
456

Продолжение
Темы
Традиционные
семейные
ценности (1 час)
5–7 классы:
«Счастлив тот, кто
счастлив у себя
дома»
8–9 классы:
«Счастлив тот, кто
счастлив у себя
дома»

Основное содержание

Деятельность школьников

Дом, в котором мы живём.
Просмотр
вступительного
Идеальные отношения в семье: какие видеоролика о доме, в котором мы
они?
живем.
Семейные ценности
Интерактивное задание «Собираем
рас- сыпавшиеся пословицы».
Участие в разыгрывании и анализе
проблемных ситуаций, связанных с
жизнью в семье

День
народного
единства
(1 час)
5–7 классы:
«Мы — одна страна»
8–9 классы:
«Мы — одна страна»

Смутное время в истории нашей
страны. Самозванцы — одна из
причин продолжавшейся Смуты.
Ополчение
во
главе с князем
Дмитрием Пожарским и земским
старостой Кузьмой Мининым.
Примеры единения
народа
не
только в войне

Участие во вступительной беседе о
появлении праздника День народного
единства. Знакомство с
исторической справкой о событиях
Смутного времени.
Работа в группах: если бы вы
жили в Смутное время, в чём вы бы
увидели
причины
появления
народных
ополчений?
Обмен
мнениями.
Дискуссия о том, что 4 ноября 1612
года воины народного ополчения
продемонстрировали
образец
героизма и сплочённости всего
народа
вне
зависимости
от
происхождения, вероисповедания и
положения в обществе. Дискуссия о
том, когда ещё люди чувствуют, что
им надо объединяться?
Блицопрос о том, что в Москве нам
на- поминает о событиях 1612 года

Мы разные,
мы вместе
(1 час)
5–7 классы:
«Языки и
культура
народов России:
единство
в разнообразии»

Разнообразие
культуры
народов
России. Традиции разных народов.
Уважение между людьми разных
национальностей
—
основа
межкультурного общения. Влияние
многоязычия
на
толерантность.
Почему языки исчезают?

Блицопрос:
какие
народы,
живущие в России, вы можете
назвать? (По последним данным в
России
проживает
более
190
народов.)
Знакомство с традициями народов,
живущих на территории России.
Участие в дискуссии о том, что
объединяет
людей
разных
национальностей в одной стране,
что им в этом помогает

Мама — важный человек в жизни
каждого. Материнская любовь —
простая и безоговорочная.
Легко ли быть мамой?

Участие в игре «Незаконченное
предложение», во время которой
каждый школь- ник продолжает
предложение «Первое, что приходит
в голову, когда я слышу слово
„мама“ …».
Участие в групповом обсуждении
случаев недопонимания мам и
детей.
Поиск причин этого в процессе
группо- вой работы.
Участие в беседе о том, что делает
наших мам счастливыми

8–9 классы:
«Языки и
культура
народов России:
единство
в разнообразии»
День
матери (1
час)
5–7 классы:
«Мама —
главное слово в
каждой судьбе»
8–9 классы:
«Мама —
главное слово в
каждой судьбе»

Символы
России (Гимн,
Герб)
(1 час)

Герб — символ государства. У
каждой страны свой герб. Значение
триколора.
История
российского
флага

Участие во вступительной беседе о
гербе России: что олицетворяет герб
России, где его можно увидеть?

4
7
46

4
8
47

Продолжение
Темы

Основное содержание

5–7 классы:
«Двуглавый орёл:
история легендарного
герба»

Деятельность школьников
Участие в беседе о том, когда
каждый из нас чувствовал гордость
при виде государственных символов
нашей страны

8–9 классы:
«Двуглавый орёл:
история легендарного
герба»
День
добровольца (1
час)
5–7 классы:
«Жить —
значит
действовать»
8–9 классы:
«Жить —
значит
действовать»

История создания Красного Креста.
Особенности
волонтёрской
деятельности.
Волонтёрство
в
России

Знакомство
школьников
с
информацией
о
создании
в
Международного
Комитета
Красного Креста.
Участие в обсуждении вопроса
«Действительно ли создание именно
этой организации можно считать
началом волонтёрского движения?».
Работа в группах по составлению
списка особенностей волонтёрской
деятельности. Обмен историями из
жизни о волонтёрской деятельности

День
Героев
Отечества
(1 час)
5–7 классы:
«В жизни всегда
есть место
подвигу?»
8–9 классы:
«Россия
начинается с
меня?»

Россия — страна с героическим прошлым. Современные герои — кто
они? Россия начинается с меня?

Участие во вступительной беседе о
не- простой судьбе нашей страны, о
войнах, которые выпали на долю
народа, и о героизме тех, кто
вставал на её защиту.
Участие в дискуссии о том, есть ли
место
героизму
сегодня?
Обсуждение мнений школьников.
Участие
в
игре
«Согласен—не
согласен»

День Конституции
(1 час)
5–7 классы:
«Настоящая
ответственность
бывает только
личной».
(Ф. Искандер)

Значение Конституции для граждан
страны. Знание прав и выполнение
обязанностей. Ответственность — это
осознанное поведение

Участие во вступительной беседе о
значении слова «конституция» и о
жизни без конституции.
Участие в обсуждении ситуаций, в
которых было нарушение прав или
невыполнение обязанностей.
Участие в игре «Незаконченное
предло жение», во время которой
каждый школь- ник продолжает
предложение «Нужно знать
Конституцию, потому что…»
Участие в дискуссии об осознанном
по- ведении и личной
ответственности

История
праздника
Рождества
Христова. Рождественские традиции
в России и в других государствах

Участие в блицопросе «История
рождения Христа».
Работа в группах: обсуждаем
рождественские традиции (кто
больше вспомнит). Какие
рождественские традиции других
стран вам больше всего нравятся?
Игра «Найди связь»: педагог называет
слово, связанное с Рождеством, а
школьники рассказывают, как оно с
ним связано.
Работа
в
парах:
придумать
нетривиальное
пожелание
на
Рождество

8–9 классы:
«Повзрослеть —
это значит,
чувствовать
ответственность
за других». (Г.
Купер)
Рождество
(1 час)
5–7 классы:
«Светлый
праздник
Рождества»
8–9 классы:
«Светлый
праздник
Рождества»

Тема нового года.
Семейные
праздники и
мечты (1 час)

Новый год — праздник всей семьи.
Новогодние семейные традиции.
Новогодние приметы

Игра «Вопрос из шляпы» (Всё ли вы
знаете о Новом годе?).
Участие в дискуссии «Поделись
новогодней
традицией,
которая
объединяет семью».

449
8

4590

Продолжение
Темы

Основное содержание

5–7 классы:
«Зачем мечтать?»

Участие в беседе о том, что чаще
всего мы мечтаем о материальных
подарках, но есть ли что-то, что мы
хотели бы изменить в себе в Новом
году?
Участие в разговоре о новогодних
приметах

8–9 классы:
«Полёт мечты»

Цифровая
безопасность
и гигиена
школьника
(1 час)
5–7 классы:
«Как не
попасть в
цифровые
ловушки?»
8–9 классы:
«Правила
продвинутого
пользователя
Интернета»

Деятельность школьников

Отношение к личной информации.
Добавление «друзей» в Сети. Всё,
что попа- дает в Сеть, остаётся там
навсегда

Участие в обсуждении того, что
относится к личной информации.
Участие в беседе о тех, кого мы
добавляем в «друзья», о том, что
могут
рассказать о
вас
ваши
фотографии.
Работа в группах: делаем памятку
для
школьников.
(используем
ватман, карандаши, фломастеры и т.
д.)

День
снятия
блокады
Ленинграда
(1 час)

Голод, морозы, бомбардировки —
тяготы блокадного Ленинграда.
Блокадный паёк. Способы
выживания ленинградцев. О
провале планов немецких войск

Участие в блицопросе «Что вы
знаете о блокаде Ленинграда; каким
образом город попал в кольцо; зачем
Гитлер хотел захватить город; почему
Ладожское озеро называют дорогой
жизни?».

5–7 классы:
«Люди писали
дневники и верили,
что им удастся
прожить и ещё
один день». (Д. С.
Лихачёв)

Участие в обсуждении неписанных
правил выживания:
1. Не съедать весь выданный хлеб
сразу.
2. Стоя
в
очереди
за
продовольствием,
люди
прижимались друг к другу: с одной
стороны, чтобы не пропускать
полукриминальных личностей, а с
другой — что- бы сохранить тепло.
3. При бомбардировках люди знали,
где находится бомбоубежище и
какой путь является наиболее
безопасным. На улицах размещали
таблички
«Граждане!
При
артобстреле эта сторона улицы
наиболее опасна!».
4. Не ложиться и всё время что-то
делать. Беседа о том, что ещё
помогало людям выстоять.
Работа в парах с дальнейшим
обобщением:
почему
планам
Гитлера не суждено было сбыться?

8–9 классы:
«Ты выжил,
город на
Неве…»

160 лет
со дня рождения
К. С.
Станислав­
ского (Великие
люди России)
(1 час)
5–7 классы:
«С чего
начинается театр?»

Авторитет К. С. Станиславского в
области сценического искусства.
Некоторые факты его биографии.
Основные
идеи
системы
Станиславского

Самостоятельная
работа
«Знакомство с
некоторыми
фактами
биографии К. С.
Станиславского».
Участие в обсуждении идей системы
Станиславского. Могут ли они
пригодиться
людям
других
профессий?
Участие в дебатах о том, стоит ли
приучать детей к театру с раннего

детства?

8–9 классы:
«С чего
начинается театр?»

501
5

5
2
51

Продолжение
Темы
День
российской
науки
(1 час)
5–7 классы:
«Хроника
научных
открытий,
которые
перевернули
мир»

Основное содержание

Деятельность школьников

Цивилизация
без
научных
достижений. Научные и технические
достижения в на- шей стране.
Достижения науки в повседневной
жизни. Плюсы и минусы науч-нотехнического прогресса

Участие во вступительной беседе о
том, какой была бы жизнь человека
без научных достижений.
Участие в беседе об основных
научных и технических достижениях в
нашей стране.
Участие в блицопросе «Примеры
использования достижений науки в
повседневной жизни».
Работа в группах с дальнейшим
обобщением: «Плюсы и минусы
научно-технического прогресса»

Географические
особенности
и
природные
богатства
России.
Многочисленные народы России.
Единый
перечень
коренных
малочисленных народов (47 этносов). Российская культура. Чем
славится Россия?

Обмен мнениями «Что для вас является
удивительным в вашей стране?».
Беседа о том, в чём причины
исчезнове ния малочисленных
народов России.
Мозговой штурм: как сохранить
Россию
для будущих поколений

8–9 классы:
«Научные
прорывы
моей
страны»
Россия и
мир (1 час)
5–7
классы:«Россия в
мире»

8–9
классы:«Россия в
мире»

День
защитника
Отечества
(День Армии)
(1 час)
5–7 классы:
«За что мне могут
сказать
„спасибо“?

День
защитника
Отечества:
исторические традиции. Профессия
военного: кто её выбирает сегодня.
Смекалка в военном деле. Задачи
армии в мирное время

Участие
в
интеллектуальной
разминке
«Что вы знаете о Дне защитника
Отечества».
Участие в дискуссии о причинах
выбора профессии военного.
Участие в
работе
в
парах:
знакомство с примерами военных
действий, в которых выручала
смекалка.

(ко Дню
защитника
Отечества)

Участие в беседе о том, как жители
России
выражают
свою
благодарность
защитникам
Отечества

8–9 классы:
«Тот, кто не
может
благодарить, не
может и
получать
благодарность»
Забота о каждом
(1 час)
5–7 классы:
«Включайся!»

Мотивация добрых дел.
Подлинность намерений — то, что у
тебя внутри. Проблемы, с которыми
сталкиваются добрые люди

Участие в игре «Незаконченное
предложение», во время которой
каждый школь- ник продолжает
предложение «Я делаю добрые дела,
потому что…». По итогам игры —
участие в обсуждении разных
мотивов совершения добрых дел.
Участие в дебатах: «Делать добро —
это значит не делать зло»

Связь праздника 8 Марта с именем
Клары
Цеткин.
Освоение
женщинами «мужских» профессий.
Традиционность подхода «мужчина
—
добытчик,
женщина
—
хранительница очага»: изменились
ли роли?

Участие во вступительной беседе об
истории праздника 8 Марта.
Работа в группах: как научнотехнический
прогресс
помог
женщине выбирать ранее «мужские»
профессии.
Участие в дебатах о роли женщины в
семье и в обществе

Сергей Владимирович Михалков —
поэт,
драматург, баснописец, сказочник,

Самостоятельная работа: знакомство
с
ключевыми моментами жизни С. В.

8–9 классы:
«Мы всё можем»

Международный
женский день
(1 час)
5–7 классы:
«Мамина карьера»
8–9 классы:
«Мужских и женских
профессий больше
нет?»
Гимн России
(110 лет со дня

рождения совет­
ского писателя

сатирик,
сценарист, общественный деятель.
Страсть С. В. Михалкова к
стихотворчеству.

и поэта, автора слов Работа в армейской печати во время

Михалкова.
Работа в группах: предположим, вам
поручили создать личную страничку
Михалкова

523
5

534
5

Продолжение
Темы
гимнов Российской
Федерации и
СССР С. В.
Михалкова) (1
час)
5–7 классы:
«Гимн России»

Основное содержание

Деятельность школьников

Великой
Отечественной
войны. в Интернете. Какую информацию вы
Решение правительства России о бы в неё поместили?
смене гимна. Вторая редакция
Участие в беседе о том, почему,
текста гимна
несмотря на большое количество
претендентов,
для
последней
редакции гимна выбрали стихи
именно С. В. Михалкова?

8–9 классы:
«Гимн России»
День
воссоединения
Крыма с Россией
(1 час)
5–7 классы:
«Путешеств
ие по
Крыму»
8–9 классы:
«Крым на
карте России»

Красивейший полуостров с богатой
историей.
История
Крымского
полуострова.
Значение
Крыма.
Достопримечательности Крыма

Участие в беседе о географическом
поло жении Крыма с
использованием карты.
Самостоятельная работа по
изучению информации по истории
Крыма. Работа в группах с
обобщением: что с древних времён
привлекало разные
народы в Крымском
полуострове?
Обмен мнениями: что бы вы
рекомендовали посетить в Крыму

Всемирный
день театра
(1 час)
5–7 классы:
«Как построить
диалог
с искусством?»

Сила
театрального
искусства.
Читка
пьес
—
особый
жанр
театрального искусства. Кино и театр:
аргументы за и против

Участие во вступительной беседе о
первом походе в театр, о тематике
постановок,
которые
интересно
смотреть.
Участие в обсуждении ожиданий от
похода в театр.
Рассказ педагога о читке пьес в
разных
театрах,
где
после
спектакля-читки идёт обсуждение
со зрителями.

8–9 классы:
«Искусство —
одно из
средств
различения
доброго от злого».
(Л. Толстой)
День космонавтики.
Мы —
первые (1
час)
5–7 классы:
«Трудно ли
быть
великим?»

Участие в дебатах: «Кино и театр:
аргументы за и против»

Главные
события
в
истории
покорения космоса. Отечественные
космонавты-рекордсмены.
Подготовка
к
полёту
—
многолетний процесс

Участие во вступительной беседе об
основных исторических событиях в
космонавтике.
Самостоятельная
работа в группах: найти
в
Интернете
информацию
о
космонавте и сделать сообщение
для одноклассников (Герман Титов,
Валентина
Терешкова,
Алексей
Леонов, Светлана Савицкая, Валерий
Поляков, Елена Кондакова, Сергей
Крикалёв,
Геннадий
Падалка,
Анатолий Соловьёв).
Участие в беседе о трудном процессе
под- готовки к полёту

Появление
термина
«геноцид».
Геноцид
советского
народа
и
народов Европы во время Второй
мировой войны. Международный
военный трибунал в Нюрнберге.
Конвенция ООН о предупреждении
преступления геноцида и наказании
за него. Геноцид в современном
мире

Участие в беседе о том, какими
признаками
характеризуется
геноцид. Составление «облака тегов»
к понятию «геноцид». Участие в
беседе о Нюрнбергском процессе.
Участие в дискуссии о причинах
геноцида
и
способах
его
предотвращения

8–9 классы:
«Истории великих
людей, которые
меня впечатлили»
(ко Дню
космонавтики)
Память о
геноциде
советского народа
нацистами и их
пособниками
(1 час)
5–7 классы:
«Пока жива
история, жива
память…»

8–9 классы:
«Есть такие вещи,
которые нельзя
простить?»

5
545

5
6
55

Продолжение
Темы
День Земли
(Экология)
(1 час)
5–7 классы:
«Зелёные
привычки» —
сохраним
природу вместе

Основное содержание

Деятельность школьников

День Земли — призыв задуматься о
сохранности планеты. Экологические
проблемы
как
следствие
безответственного
поведения
человека.
Соблюдать эко-правила — не так
сложно

Участие во вступительной беседе об
истории появления праздника День
Земли. Обсуждение экологических
проблем, существующих в России,
и роли людей в их появлении.
Работа в группах по составлению
общего списка эко-правил, которые
легко может соблюдать каждый

История Праздника труда.
Труд — это право или обязанность
чело- века?
Работа мечты. Жизненно важные
навыки

Вступительная беседа об истории
Праздника труда.
Участие в дискуссии «Труд — это
право или обязанность человека?».
Мозговой штурм — обсуждение
критериев работы мечты.
Блицопрос «Владеете ли вы элементарными трудовыми навыками?»

8–9 классы:
«Сохраним
планету для
будущих
поколений»
День
труда (1
час)
5–7 классы:
«Как проявить себя
и свои
способности?»
8–9 классы:
«Если ты не
умеешь
использовать

минуту, ты зря
проведёшь
и час, и день, и
всю жизнь».
(А. Солженицын)

День Победы.
Бессмертный
полк (1 час)
5–7 классы:
«Подвиг остаётся
подвигом, даже
если его некому
воспеть…»
(неизвестные герои
Великой
Отечественной
войны)

История появления праздника День
По- беды. Поисковое движение
России.
Могила
Неизвестного
Солдата.
Семейные
традиции
празднования Дня Победы

Участие во вступительной беседе об
истории появления праздника День
По- беды. Участие в беседе о том,
что заставляет тысячи человек
заниматься поиском и захоронением
останков погибших за- щитников
Отечества?
Обмен мнениями: есть ли в вашей
семье традиция отмечать День
Победы?

19 мая 1922 г. — день рождения
пионерской организации. Цель её
создания и деятельность. Распад
пионерской организации. Причины,
по которым дети объединяются

Участие во вступительной беседе о
пионерской организации.
Участие в дискуссии о том, какое
должно быть детское общественное
объединение, чтобы вам захотелось
в него вступить.
Участие в мозговом штурме по
выдвижению причин, по которым
дети объединяются.
Участие в беседе о том, какие
бывают
детские
общественные
объединения

8–9 классы:
«Словом можно
убить, словом
можно спасти,
словом можно
полки за собой
повести...»
День детских
общественны
х организаций
(1 час)
5–7 классы:
«Может ли быть
Тимур и его
команда в 2022
году?»
8–9 классы:
«Какие
существуют

детские
общественные
организации?»

5567

5
578

Окончание
Темы

Про
счастье (1
час)
5–7 классы:
«Что человеку нужно
для счастья?»
8–9 классы:
«Дай каждому дню
шанс стать самым
лучшим в твоей
жизни». (Марк
Твен).

Основное содержание
Разные представления о счастье.
Слагаемые счастья. Рецепт
счастливой жизни

Деятельность школьников
Игра «Согласен — не согласен».
Работа в группах: обсуждение с
дальнейшим обобщением вопроса
«Из чего состоит счастье?».
Обсуждение притчи о счастье.
Участие в дискуссии: «Слагаемые
счастья:
любовь;
семья;
успех;
самореализация;
финансовое
благополучие. Этого достаточно?»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».