РП учебного предмета "Функциональная грамотность" 1-4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "Функциональная
грамотность"
Общая характеристика

Программа по «Функциональной грамотности» на уровне начального
общего образования составлена на основе требований к результатам освоения
программы начального общего образования ФГОС НОО, а также
ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
Рабочая программа «Функциональная грамотность» составлена на основе
нормативных документов:
1) Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ в действующей
редакции.
2) Федерального государственного стандарта начального общего
образования (Приказ Минобрнауки РФ № 03-255 от 17.12.2010 года) в
действующей редакции (Приказ Минобрнауки России №1577 от 31.12.2015
года).
3) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023 № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы
начального общего образования"(Зарегистрирован 13.07.2023 № 74229)
4) СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»,
которые
утверждены
Постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№28. Правила будут действовать до 1 января 2027 года.
6) Образовательной программы начального общего образования МАОУ
«Школа № 18»

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших
задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в
способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и
применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных
задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных
классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой
деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают
возможность использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни
знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной
культурной среде.
Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком
смысле:
включать
компьютерную
грамотность,
политическую,
экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная
грамотность выступает как способ социальной ориентации личности,
интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с
многоплановой человеческой деятельностью.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности
выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность,
естественно-научную грамотность, финансовую грамотность.
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов
«Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, требования к основной образовательной программе
начального общего образования.
Программа
«Функциональная
грамотность»
грамотность» составлена на основе авторского

«Функциональная
курса программы

«Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В.
Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ГРАМОТНОСТЬ"
Цель: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественнонаучная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на
них, использования их содержания для достижения собственных целей,
развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание
и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления
жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные
математические суждения и использовать математику так, чтобы
удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» (1-4 класс) является
развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности
нравственного поведения в области экономических отношений в семье,
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут
быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения
выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы
необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые

вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих
решений.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом
федеральных образовательных программ начального общего образования.
Это позволяет на практике соединить обучающую ивоспитательную
деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но
и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется:
• - в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
• - в приоритете личностных результатов реализации программы
внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и
конкретизацию в программе воспитания;
• - в интерактивных формах занятий для обучающихся,
обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и
сверстниками деятельность.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
"ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в
неделю 1-3 класс, 1 занятие в 2 недели-4 класс.
. Срок реализации 4 года (1-4 класс):
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 17 часов

Формы организации занятий:
• Предметные недели;
• Библиотечные уроки;

• Деловые беседы;
• Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Программа включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий,
олимпиад, викторин, реализации проектов, бесед, диспутов, квестов, деловых
игр, работы в группах и парах и т.д., предусматривает поиск необходимой
информации.
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ
начального общего образования при одновременном сохранении
коррекционной направленности педагогического процесса, которая
реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания,
специфические методы, приемы работы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

1 КЛАСС
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных
сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений,
деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по
содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная
оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление
числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и
второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части
числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц,
чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные
высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер,
услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена,
количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты
с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его
свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды,
плавучесть предметов, отражение
2 КЛАСС
Читательская грамотность: (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия
«художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и
различия художественных и научно-познавательных текстов; составление
характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на
части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных
произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия):
нахождение значений математических выражений в пределах 100,
составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел
первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм,
календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания,
построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр
окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и
реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного

использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги,
средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия):
наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом,
лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства
древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов.
Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о
позвоночных животных.
3 КЛАСС
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научнопознавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста
на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию
прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка
прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия):особенности
жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме
человека,дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые
свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность(18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет,
уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата,
пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные,
желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного
бюджета.
Математическая грамотность(19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия):
нахождение значений математических выражений в пределах 100000,
составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на
увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с
тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение
таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
4 КЛАСС
Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты;
основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление
плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста,
лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец,
картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями:
многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы
размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования
человеком.

Финансовая грамотность(занятия 18-25): потребительская корзина, состав
потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер
оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы,
кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель,
благотворительный фонд.
Математическая грамотность(занятия 26-33):нахождение значений
математических выражений в пределах 100000, составление числовых
выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи
с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных
вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены
товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых
диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.
Методы проведения занятий:
беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспрессисследование,
коллективные
и
индивидуальные
исследования,
самостоятельная работа, защита исследовательских работ, миниконференция, консультация.
Основные технологии, методики: технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение; проблемное обучение; технология обучения в
сотрудничестве; коммуникативная технология; здоровьесберегающие
технологии.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации
и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных
действий и личностных качеств школьника.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ,
выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научноисследовательская
конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Программа предусматривает следующие формы организации
деятельности:
- проведение внеклассных занятий,
- работы обучающихся в группах, парах,
- индивидуальная работа,
- работа с привлечением родителей.
- самооценка и самоконтроль.
- взаимооценка и взаимоконтроль.
- предметные недели;
-библиотечные уроки;

-деловые беседы;
-участие в научно-исследовательских дискуссиях;
-практические упражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ
начального общего образования при одновременном сохранении
коррекционной направленности педагогического процесса, которая
реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания,
специфические методы, приемы работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих
личностных, метапредметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном
бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в
области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных ситуациях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе
моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться
в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии
с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них
и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять
свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный
бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей
их решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная
грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных
на научных доказательствах выводов;

– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
2 КЛАСС
Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих
личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном
бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в
области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе
моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться
в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию, в том числе во внутреннем плане;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии
с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них
и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять
свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная
грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для

объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных
на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
3 КЛАСС
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих
личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном
бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в
области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе
моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться
в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии
с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них
и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять
свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная
грамотность»:

– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных
на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
4 КЛАСС
Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих
личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном
бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в
области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследованиями;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе
моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться
в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;

– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: самооценка и
взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии
с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них
и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять
свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная
грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных
на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Оценка достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении
заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов,
при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними
самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение
качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру,
литературному чтению и др.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п

1

Наименование разделов и тем
программы
Читательская грамотность

2
Естественно-научная грамотность
3
Финансовая грамотность
4
Математическая грамотность
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Количество часов
Всего

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

8

РЭШ https://www.resh.edu.ru/

8
8
9

РЭШ https://www.resh.edu.ru/
РЭШ https://www.resh.edu.ru/
РЭШ https://www.resh.edu.ru/

33

2 КЛАСС
№ п/п

1
2
3
4

Наименование разделов и тем
программы
Читательская грамотность
Естественно-научная грамотность
Финансовая грамотность
Математическая грамотность

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Количество часов
Всего
9
8
8
9
34

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
РЭШ https://www.resh.edu.ru/
РЭШ https://www.resh.edu.ru/
РЭШ https://www.resh.edu.ru/
РЭШ https://www.resh.edu.ru/

3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

1

Читательская грамотность

9

1

2

Естественно-научная грамотность

8

0

3

Финансовая грамотность

8

0

4

Математическая грамотность

9

1

34

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
РЭШ
https://www.resh.edu.ru/
РЭШ
https://www.resh.edu.ru/
РЭШ
https://www.resh.edu.ru/
РЭШ
https://www.resh.edu.ru/

4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

1

Читательская грамотность

4

1

2

Естественно-научная грамотность

4

0

3

Финансовая грамотность

4

0

4

Математическая грамотность

4

0

16

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
РЭШ
https://www.resh.edu.ru/
РЭШ
https://www.resh.edu.ru/
РЭШ
https://www.resh.edu.ru/
РЭШ
https://www.resh.edu.ru/

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

1

Виталий Бианки. Лис и мышонок.

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10

Русская народная сказка. Мороз и заяц.
Владимир Сутеев. Живые грибы.
Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко.
Михаил Пляцковский. Урок дружбы.
Грузинская сказка. Лев и заяц.
Русская народная сказка. Как лиса училась летать.
Евгений Пермяк. Четыре брата.
Про курочку Рябу, золотые и простые яйца.
Про козу, козлят и капусту.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

11
12
13
14
15
16
17
18

Про петушка и жерновцы.
Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки.
Про наливные яблочки.
Про Машу и трёх медведей.
Про старика, старуху, волка и лисичку.
Про медведя, лису и мишкин мёд.
За покупками.
Находчивый Колобок.

1
1
1
1
1
1
1
1

19
20

День рождения Мухи-Цокотухи.
Буратино и карманные деньги.

1
1

21
22
23
24
25
26
27
28
29

Кот Василий продаёт молоко.
Лесной банк.
Как мужик и медведь прибыль делили.
Как мужик золото менял.
Как Иванушка хотел попить водицы.
Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик.
Про репку и другие корнеплоды.
Плывёт, плывёт кораблик.
Про Снегурочку и превращения воды.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

30
Как делили апельсин.
31
Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду.
32
Иванова соль.
33
Владимир Сутеев. "Яблоко".
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
1
1
1
33

2 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

1
2
3
4

Михаил Пришвин. Беличья память.
Про беличьи запасы.
Беличьи деньги.
Про белочку и погоду.

1
1
1
1

5
6
7
8
9
10
11
12
13

И. Соколов-Микитов."В берлоге".
Медвежье потомство.
Повреждённые и фальшивые деньги.
Лесные сладкоежки.
Лев Толстой."Зайцы".
Про зайчат и зайчиху.
Банковская карта.
Про Зайчишку и овощи.
Николай Сладков. "Весёлая игра".

1
1
1
1
1
1
1
1
1

14
15
16
17
18
19

Лисьи забавы.
Безопасность денег на банковской карте.
Лисьи норы.
Обыкновенные кроты.
Про крота.
Про кредиты.

1
1
1
1
1
1

20
21

Корень – часть растения.
Эдуард Шим. "Тяжкий труд".

1
1

22
23
24
25
26
27
28
29
30

Про ежа.
Про вклады.
Занимательные особенности яблока.
Полевой хомяк.
Про полевого хомяка.
Ловушки для денег.
Про хомяка и его запасы.
Про бобров.
Бобры-строители.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

31
Такие разные деньги.
32
Материал для плотин.
33
Позвоночные животные.
34
Встреча друзей.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
1
1
1
34

3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Контрольные
работы

Всего

1

Про дождевого червяка.

1

0

2
3
4
5
6
7
8
9
10

Кальций.
Сколько весит облако?
Хлеб – всему голова.
Про мел.
Про мыло.
История свечи.
Магнит.
Дождевые черви.
Полезный кальций.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

0
0
0
0
0
0
0
0
0

11
12
13
14
15
16
17
18

Про облака.
Про хлеб и дрожжи.
Интересное вещество – мел.
Чем интересно мыло и как оно «работает»
Про свечи.
Волшебный магнит.
Проверь себя.
Что такое «бюджет»?

1
1
1
1
1
1
1
1

0
0
0
0
0
0
1
0

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Семейный бюджет
Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.
Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и
социальные пособия.
Откуда в семье берутся деньги? Наследство,
вклад, выигрыш.
На что тратятся семейные деньги? Виды
расходов.
На что тратятся семейные деньги?
Обязательные платежи
Как сэкономить семейные деньги?
Расходы и доходы бюджета.
Планируем семейный бюджет.
Подсчитываем семейный доход.
Пенсии и пособия.
Подсчитываем случайные (нерегулярные)
доходы.
Подсчитываем расходы.
Расходы на обязательные платежи.
Подсчитываем сэкономленные деньги.
Проверочная работа работа. Проверь себя

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
1

0
0

1

0

1

0

1

0

1

0

1
1
1
1

0
0
0
0

1

0

1

0

1
1
1
1

0
0
0
1

34

2

4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Тема урока

Старинная женская одежда. Старинные
женские головные уборы
Старинная мужская одежда и головные
уборы. Жилище крестьянской семьи на Руси
Внутреннее убранство и предметы обихода
русской избы
История посуды на Руси. Какие деньги были
раньше в России.
Томат. Болгарский перец.
Картофель.Баклажан. Семейство Паслёновые
Лук. Капуста. Горох.
Грибы.
Потребительская корзина. Прожиточный
минимум
Инфляция. Распродажи, скидки, бонусы.
Благотворительность.
Страхование.
В бассейне.

Контрольные
работы

Всего

1

0

1

0

1

0

1

0

1
1
1
1

0
0
0
0

1

0

1
1
1
1

0
0
0
0

14
15

Обустраиваем участок.
Поход в кино.

16
Отправляемся в путешествие.
17
Творческая работа.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
1

0
0

1
1
17

0
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».