Пояснительная записка Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями: ➢ Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; ➢ Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; ➢ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"(Зарегистрирован 13.07.2023 № 74229) ➢ Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06; ➢ Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672; ➢ Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20; ➢ Основной образовательной программы НОО МАОУ «Школа № 18». Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социально- ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности. Задачи курса: 1. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России. 2. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности. 3. Формировать лидерские качества и умение работать в команде. 4. Развивать творческие способности и эстетический вкус. 5. Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физической культуре. 6. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей. 7. Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру. 8. Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность. Взаимосвязь с программой воспитания Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом федеральных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это позволяет на практике соединить обучающую ивоспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется: − в выделении в цели программы ценностных приоритетов; − в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания; − в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность. I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в соответствии с ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в Примерной рабочей программе воспитания и основываются на российских базовых национальных ценностях: По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного года» младший школьник: • понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства; осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение государственных символов; уважает духовнонравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаёт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста; ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду); • применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний); • демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми • разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке. Личностные результаты: Обучающийся научится: формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; - формировать гуманистические и демократические ценностные ориентации, - овладевать начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; Обучающийся получит возможность научиться: - развитию личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; самостоятельности, - формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - формировать безопасный, здоровый образ жизни; - мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; -формировать эстетические потребности, ценности и чувства. Метапредметные результаты У ученика будут сформированы коммуникативные УУД: Обучающийся научится: владению методами поиска, переработки, хранения и передачи информации; умению слушать собеседника и вести диалог; - умению излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умению договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; умению использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; -умению определять общую цель и пути ее достижения. У ученика будут сформированы познавательные УУД: Обучающийся научится: - сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать и классифицировать объекты, явления по родовидовым признакам; - устанавливать аналогии и причинно- следственные связи; - Обучающийся получит возможность научиться: - работать с таблицами, картами, схемами; - умению кодировать и декодировать информацию. У ученика будут сформированы регулятивные УУД: Обучающийся научится: планировать свою деятельность; - осуществлять самонаблюдение и самооценку в процессе деятельности; - Обучающийся получит возможность научиться: - анализировать причины своего успеха/неуспеха Предметные результаты Обучающийся научится: использовать действия с языковыми единицами для решения познавательных, практических и коммуникативных задач ; - самостоятельно выбирать интересующую литературу; -пользоваться справочными источниками для понимании и получения дополнительной информации; -применять математические знания для решения учебно-познавательных и учебнопрактических задач; -выполнять элементарные правила экологической грамотности, нравственного поведения в мире природы и людей, - Обучающийся получит возможность научиться: элементарным способам изучения природы и обществ (наблюдению, записи, измерению, опыту, сравнению, классификации и др., с получением информации из с емейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире; практическим умениям и навыкам в различных видах художественной деятельности, а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных творческих, технологических и организационных задач. Учебный курс предназначен для обучающихся 1-4 классов; рассчитан на 1 час в неделю 34 часа в год во 2-3 классе, 25 часов в 1 классе, 4 класс 1 раз в две недели, 17 часов. Порядок расположения треков в первом классе отличается от порядка треков во 2-4 классах. Первоклассники занимают особое место среди обучающихся начальных классов. Учитывая их физиологические, психологические и познавательные особенности развития, учителю необходимо первоначально решить вопросы, связанные с адаптацией детей к учебному процессу. Поэтому вхождение в программу «Орлята России», знакомство с треками для ребят 1-го класса начинается со 2-й четверти. Последовательность треков, а также количество занятий в каждом треке для обучающихся в первом классе отличается от предлагаемых для остальной начальной школы. II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход, позволяющий за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально – коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии программы заключён сущностный нравственный идеал «Орлёнок России». Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления творческой энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для формирования активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей психологического развития младшего школьника и условия для формирования самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где даётся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни. Курс внеурочной деятельности представляет комплекс из 9-и занятий по 7-ми трекам. № п/п 1. 2. 3. Тема (содержание темы) Трек «Орлёнок — Лидер» — 9 занятий Ценности, значимые качества трека. дружба, команда Символ трека — конструктор «Лидер» В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива в начале учебного года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта чередования творческих поручений. Трек «Орлёнок — Эрудит» — 9 занятий Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека — конверт-копилка Трек «Орлёнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается высоким содержанием различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. — в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учёбе. Трек «Орлёнок — Macmep» — 9 занятий Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека — шкатулка Macmepa В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, [Дата] 5 4. 5. 6. 7. вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны). Трек «Орлёнок —Доброволец» — 9 занятий ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека — круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в течение всего учебного года. Трек «Орлёнок — Спортсмен» — 9 занятий Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека — чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные физкультурнооздоровительные мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. Трек «Орлёнок — Эколог» — 9 занятий Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека —рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок — Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника. Трек «Орлёнок — Хранитель исторической памяти» — 9 занятий Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека— альбом «Мы —хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению ребёнком личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края, через понимания фразы «Я и моё дело важны для Родины». Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация. Основные технологии, методики: технология разноуровневого обучения; развивающее обучение; проблемное обучение; технология обучения в сотрудничестве; коммуникативная технология; здоровьесберегающие технологии. [Дата] 6 Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника. Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ. Программа предусматривает следующие формы организации деятельности: - проведение внеклассных занятий, - работы обучающихся в группах, парах, - индивидуальная работа, - работа с привлечением родителей. - самооценка и самоконтроль. - взаимооценка и взаимоконтроль. - предметные недели; -библиотечные уроки; -деловые беседы; -участие в научно-исследовательских дискуссиях; -практические упражнения Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы. Тематическое планирование 1 класс № п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Тема раздела Кол-во часов Старт программы Орлёнок – Эрудит Орлёнок – Доброволец Орлёнок – Мастер Орлёнок – Спортсмен Орлёнок – Хранитель исторической памяти Орлёнок – Эколог Орлёнок – Лидер Подведение итогов 3ч 3ч 3ч 3ч 3ч 3ч 3ч 3ч 1ч 25 часов Поурочное тематическое планирование 1 класс К-во часов Тема 1 2 Подготовительный этап к участию в Программе Игровая программа «Играй, узнавай, найди друзей в классе» . «Мы будем друзьями в классе» 1 1 [Дата] 7 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 «Вводный Орлятский урок «Орлёнок – Эрудит» «Кто такой Эрудит?» «Эрудит – это…» «Встреча с интересным эрудитом – книгой» «Всезнайка» «Подведём итоги» «Орлёнок – Доброволец» «От слова к делу». «Доброволец – это доброе сердце» «Спешить на помощь безвозмездно» «Совместное родительское собрание «Наша забота!». «Подведём итоги» .«Орлёнок – Мастер» «Мастер – это…» «Класс мастеров» «Подведём итоги» «Орлёнок – Спортсмен» «Утро мы начнём с зарядки» «Сто затей для всех друзей «Весёлые старты». «Подведём итоги» «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» «Орленок-хранитель исторической памяти» «История школы – моя история» «Историческое чаепитие». «Поход в музей» «Орлёнок – Эколог» «ЭКОЛОГиЯ» «Каким должен быть настоящий эколог?» «Орлята – экологи» «Орлёнок – Лидер» «Лидер – это…» 1 «С командой действую!» «Мы дружный класс» Подведение итогов Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году 25 часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 [Дата] 8 Тематическое планирование 2-4 класс № п\п Тема раздела Кол-во часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Старт программы Орлёнок – Лидер Орлёнок – Эрудит Орлёнок – Мастер Орлёнок – Доброволец Орлёнок – Спортсмен Орлёнок – Эколог Орлёнок – Хранитель исторической памяти Подведение итогов 2ч 4ч 5ч 5ч 4ч 4ч 4ч 4ч 2ч 34 часа Поурочное тематическое планирование 2-3 класс № Тема Кол-во часов Старт программы – 2 ч 1. Встреча с игрой. Интеллектуально-познавательные игры 2. Вводный «Орлятский урок» Орлёнок – Лидер – 4 ч 3. Лидер – это… 4. Я могу быть лидером 5. Как стать лидером? 6. С командой действовать готов Итоги трека «Мы дружный класс! Орлёнок – Эрудит – 5 ч 7. Кто такой эрудит? 8. Развиваемся, играя! 9. Я – эрудит, а это значит… 10. Воображари УМ 11. Могу быть изобретателем. КТД «Что такое? Кто такой?» 12. Встреча с эрудитом «Хотим всё знать». Итоги трека «На старте новых открытий» Орлёнок – Мастер 5 ч 13. Мастер – это… 14. Мастерами славится Россия 15. От идеи – к делу! 16. Город Мастеров 17. КТД «Классный театр. Путь в мастерство» – подводим итоги Орлёнок – Доброволец – 4 ч 18. От слова к делу. Спешить на помощь безвозмездно! 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 КТД «Создай хорошее настроение» С заботой о старших КТД «Братья наши меньшие». «Портрет добровольца» - итоги трека Орлёнок – Спортсмен – 4 ч 22. Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке! 23. Должен быть режим у дня 24. О спорт, ты – мир! Быстрее! Выше! Сильнее! 25. «Азбука здоровья» - итоги трека Орлёнок – Эколог – 4 ч 26. ЭКОЛОГиЯ. Мой след на планете 27. Каким должен быть настоящий эколог? Что должен знать и уметь эколог? 28. Восхищаемся красивым миром. Экология на практике 29. «Шагая в будущее – помни о планете» - итоги трека Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 4 ч 30. Орлёнок – Хранитель исторической памяти 31. Хранитель семейных традиций 32. Я храню традиции семьи, а значит и традиции страны 33. Кодекс «Орлёнка – Хранителя» . Подведение итогов – 2 ч 34. Интеллектуально-познавательные игры. Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году 19. 20. 21. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 34 часа Тематическое планирование 4 класс (второй год участия в программе) № п\п Тема раздела Кол-во часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Старт программы Орлёнок – Лидер Орлёнок – Эрудит Орлёнок – Мастер Орлёнок – Доброволец Орлёнок – Спортсмен Орлёнок – Эколог Орлёнок – Хранитель исторической памяти Подведение итогов 1ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 1ч 17 часов 10 Поурочное тематическое планирование 4 класс (первый год участия в программе) № Тема Кол-во часов Старт программы – 1 ч 1. Вводный «Орлятский урок» Орлёнок – Лидер – 2 ч 2. Мы - команда! В обсуждении рождается идея 3. Планируем вместе! Создаём дело – готовим смело! 4. КТД «Своим примером» 5. Анализируя, растём! Знакомство с лидерами «Встреча с тем, кто умеет вести за собой» 6. Лидеры сегодня – лидеры завтра. Итоги трека Орлёнок – Эрудит – 2 ч 7. Школа затейных наук 8. Вчера мечта. Сегодня цель. Завтра реальность. 9. КТД «От полезных идей – к полезным делам!» 10. Творим, играем, анализируем. Встреча с эрудитами «Хотим всё знать!» 11. Итоги трека «На старте новых открытий» Орлёнок – Мастер 2 ч 12. Народная мастерская «Добро пожаловать в мир творчества» 13. Я – мастер, мы – мастера. Мастера-умельцы 14. КТД «В мастерской творцов» 15. Встреча с мастерами своего дела «Великие мастера моей России» 16. «Новогодний парад мастеров» Итоги трека Орлёнок – Доброволец –2 ч 17. Основы добровольчества 18. По стопам добровольца. Где живёт добро? 19. Круг добра. Встреча с добровольцами «Поделись улыбкою своей» 20. Дари добро, оно к тебе вернётся. Итоги трека Орлёнок – Спортсмен – 2 ч 21. КТД «Фестиваль здоровья» 22. Сто затей для всех друзей 23. КТД «Книга рекордов» 24. «Азбука здоровья» - итоги трека Орлёнок – Эколог – 4 ч 25. КТД «Страна экологии» 26. Наш след на планете 27. Природа – источник здоровья 28. «Мы все в ответе за нашу природу!» - итоги трека Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 2 ч 29. КТД «Мы – хранители» 30. Знать, чтобы хранить 11 1 2 2 2 2 2 2 2 Встреча с хранителями исторической памяти «Помним, храним, гордимся!» 32. Память поколений – в наших сердцах Подведение итогов – 1 ч 33. Интеллектуально-познавательные игры. 1 34. Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году. 17 часов 31. 12 Учебно-методическое обеспечение программыреализации курса Курс обеспечен методическими и дидактическими материалами, размещенными на сайте Корпоративного университета Российского движения школьников Материалы для обучающихся Для обучения на курсах необходимо зарегистрироваться на сайте, далее следовать инструкции: Онлайн курс «Академия гражданина» Онлайн курс «Основы социального проектирования» Онлайн-курс «Анимация онлайн (анимируй с РДШ)» Онлайн курс «Фотостудия с РДШ» Онлайн курс «Экологическое мышление» Онлайн курс «Совместное лидерство» Онлайн курс «Впорядке» Онлайн курс «Медиашкола» Онлайн курс «Профориентация в цифровую эпоху» 10.Онлайн курс «Семь ошибок при выборе профессии» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 13