РП ОДНКР 5-6 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Программа по ОДНКНР составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, с учетом
федеральной рабочей программы воспитания.
В программе по ОДНКНР соблюдается преемственность с федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования, учитываются возрастные и психологические
особенности обучающихся на уровне основного общего образования, необходимость формирования
межпредметных связей. Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" носит
культурологический и воспитательный характер, главный результат обучения ОДНКНР - духовнонравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
В процессе изучения курса ОДНКНР обучающиеся получают возможность систематизировать, расширять
и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и
закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории
российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России.
Курс ОДНКНР формируется и преподается в соответствии с принципами культурологичности и
культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям
возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса ОДНКНР обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях
между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества
его духовно-нравственным обликом, изучают основные компоненты культуры, ее специфические
инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного развития
народов России.
Содержание курса ОДНКНР направлено на формирование нравственного идеала, гражданской
идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как
гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса ОДНКНР представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство с едиными для всех законами, общероссийскими
духовно-нравственными и культурными ценностями), на микроуровне (собственная идентичность,
осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к
которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании ОДНКНР означает важность культурологического, а не
конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в
содержании предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании ОДНКНР означает важность
терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению
культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и
формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и
содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития для 5 - 6 классов, когнитивным
способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественнонаучных учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности
обучающихся в процессе изучения курса ОДНКНР включает осознание важности наднационального и
надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в

воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип реализуется через поиск объединяющих черт в
духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии.
Целями изучения учебного курса ОДНКНР являются: формирование общероссийской гражданской
идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в
контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного
сосуществования народов, религий, национальных культур;
создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских
духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному
народу Российской Федерации;
формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей
и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и
цивилизационного развития Российской Федерации.
Цели курса ОДНКНР определяют следующие задачи:
овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования
гражданской идентичности обучающегося;
приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих
элементах духовной культуры современного общества;
развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной
жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести
межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной
культурной идентичности;
формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений,
полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков
обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному
наследию народов Российской Федерации;
содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете
традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в
истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности.
Изучение курса ОДНКНР вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего
образования, способствуя:
расширению и систематизации знаний и представлений обучающихся о культуре и духовных традициях
народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и
светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начального общего
образования;
углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов Российской Федерации, их роли
в развитии современного общества;
формированию основ морали и нравственности, воплощенных в семейных, этнокультурных и религиозных
ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание
своих обязанностей перед обществом и государством;
воспитанию патриотизма, уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего народа
и других народов Российской Федерации, толерантному отношению к людям другой культуры, умению
принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие
взаимному обогащению культур;
пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству,
взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов;

осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании
этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими;
раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и
духовность;
формированию ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности, обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору
ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом;
получению научных представлений о культуре и ее функциях, особенностях взаимодействия с социальными
институтами, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и
культуре Российской Федерации и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и
событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и
культурно-исторических процессах;
развитию информационной культуры обучающихся, компетенций в отборе, использовании и
структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной
деятельности.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, рекомендованных для изучения курса ОДНКНР, - 68 часов: в 5 классе - 34 часа (1
час в неделю), в 6 классе - 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 5 КЛАСС
Раздел 1. «Россия — наш общий дом»
Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и
ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и
единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравствен- ной культуре народов России
Наш дом — Россия
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как
общий дом. Дружба народов
Язык и история
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры.
Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь
Русский язык — язык общения и язык возможностей
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в
его развитие. Русский язык как культур образующий проект и язык межнационального общения.
Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык
Истоки родной культуры
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и
его
Материальная культура
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной
культурой и духовно-нравственны- ми ценностями общества
Духовная культура
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности.
Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей
Культура и религия Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России

Культура и образование
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к
социализации и духовно-нравственному развитию человека
Многообразие культур России
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре
народов России
Раздел 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Семья — хранитель духовных ценностей
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как
духовно- нравственный долг человека
Родина начинается с семьи
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что
такое Родина и Отечество?
Традиции семейного воспитания в России
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция
ценностей
Образ семьи в культуре народов России
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье и семейных
обязанностях.
Труд в истории семьи
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии
семьи
Семья в современном мире
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные
традиции
Раздел 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Личность — общество — культура
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между
обществом и культурой как реализация духовно- нравственных ценностей
Духовный мир человека. Человек — творец культуры
Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в
культуре.
Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур.
Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации
Личность и духовно-нравственные ценности
Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба,
коллективизм, патриотизм, любовь к близким
Раздел 4. «Культурное единство России»
Историческая память как духовно-нравственная ценность
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства,
человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность
поколений
Литература как язык культуры
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны
литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность
Взаимовлияние культур
Взаимодействие культур. Меж поколенная и межкультурная трансляция.
Обмен
Духовно-нравственные ценности российского народа
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству
и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России

Регионы России: культурное многообразие
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален.
Праздники в культуре народов России
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные
праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов
Памятники в культуре народов России
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные.
Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории.
Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России
Музыкальная культура народов России
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между
людьми. Народные
инструменты. История народа в его музыке и инструментах
Изобразительное искусство народов России
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству.
Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных
народов России
Фольклор и литература народов России
Пословицы и
поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как
Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного
зрительного ряда и других источников
Культурная карта России
География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их
особенностями
Единство страны — залог будущего России
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые
духовно- нравственные ценности народов России
6 класс
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1 . Мир культуры: его структура
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и
социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический прогресс как
один из источников формирования социального облика общества.
Тема 2 . Культура России: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с
многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем
культурам народов России.
Тема 3 . История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические
периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития народов России.
Тема 4 . Прогресс: технический и социальный.
Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд Домашний труд и
его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества?
Тема 5 . Образование в культуре народов России.

Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная
обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира.
Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей.
Тема 6 . Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и
гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации.
Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные
религии как источник духовно-нравственных ценностей.
Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с
точки зрения материальной и духовной культуры народов России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах.
Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и
качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство
духовной жизни.
Тема 10 . Взросление человека в культуре народов Росси.
Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема
одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как
ценность .
Тема 11 . Религия как источник нравственности.
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в
традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в
контексте духовно-нравственных ценностей.
Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему
нравственность важна?
Тема 14 . Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта.
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 15 . Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство .
Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда .
Тема 16 . Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время .
Милосердие, взаимопомощь.
Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы Этика
предпринимательства. Социальная помощь.

Тема 18 . Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного
самосознания.
Бедность. Инвалидность . Асоциальная семья . Сиротство . Отражение этих явлений в культуре
общества .
Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство .
Общественные блага .
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов
России.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в
историко-культурном наследии народов России.
Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика
общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовнонравственные качества, необходимые представителям этих профессии.
Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства для
духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом .
Тема 23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса
общества.
Учёные России. Почему важно помнить историю науки . Вклад науки в благополучие страны .
Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных .
Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии.
Тематический блок 3. «Родина и патриотизм»
Тема 25 . Гражданин.
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества
гражданина Тема 26 . Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность . Уважение к другим народам и их истории . Важность патриотизма .
Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир. Роль знания в защите Родины . Долг гражданина перед обществом . Военные подвиги .
Честь . Доблесть .
Тема 28 . Государство. Россия — наша родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое закон . Что
такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская
идентичность.
Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие).
Какими качествами должен обладать человек как гражданин.

Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие).
Портрет школы или класса через добрые дела.
Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек. Его образы в культуре . Духовность и нравственность как важнейшие качества человека .
Тема Человек и культура (проект).
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально
значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
1.Патриотическое воспитание

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской
гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов
России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской
государственности.
2. Гражданское воспитание
- осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм
морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве;
- сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к
духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости,
уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным
чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4.Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества;
принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительном потреблении .
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных
понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия
(познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной,
познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и
сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение
навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных
форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории .
1.

Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия включают:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы (логические УУД);
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач (знаковосимволические / моделирование);
- смысловое чтение;
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых
систем.
2.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение (учебное сотрудничество);
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентность) .
3.

Регулятивные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия включают:

- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в
учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности (целеполагание);
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
(контроль и коррекция);
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
(оценка);
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности .
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов
действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа
мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов
5.

класс

Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1 . Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
- Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»,
понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности
гражданина России;
- иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность»,
«семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны;
- понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно- нравственным развитием личности и
социальным поведением .
Тема 2 . Наш дом — Россия
- Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения
Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;
- знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской
Федерации, причинах культурных различий;
- понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия,
важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость
Тема 3 . Язык и история

- Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание
личности;
- иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов
культуры;
- понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного
диалога и взаимодействия;
- обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности
лингвистической гигиены, речевого этикета .
Тема 4 . Русский язык — язык общения и язык возможностей
- Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками
других народов
России;
- знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России,
важность его для существования государства и общества;
6 понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историкокультурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры;
- иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении .
Тема 5 . Истоки родной культуры
- Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
- осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы
репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного
многообразия;
- уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины .
Тема 6 . Материальная культура
- Иметь представление об артефактах культуры;
- иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте,
рыболовстве;
- понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и про- явлениями духовной культуры;
- понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их
массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами .
Тема 7 . Духовная культура
- Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;

- знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности»,
«духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;
- понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре;
- осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов;
- знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они
связаны .
Тема 8 . Культура и религия
- Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и основные
социально-культурные функции;
- осознавать связь религии и морали;
- понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
- уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира .
Тема 9 . Культура и образование
- Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества;
- иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;
- понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
- приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным
ростом человека;
- понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать
ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения но- вых сведений о мире .
Тема 10 . Многообразие культур России (практическое занятие)
- Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их
культурных особенностях;
- выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа;
- предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными
ценностями на основе мест- ной культурно-исторической специфики;
- обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных
ценностей, морали и нравственности современного общества.
Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей

- Знать и понимать смысл термина «семья»;
- иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и
отношений в семье;
- осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего
времени;
- уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями её
существования;
- понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»;
- осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную роль;
- понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную
важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства .
Тема 12 . Родина начинается с семьи
- Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
- осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;
- понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;
- обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества .
Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России:
- иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах
семейных отношений;
- знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;
- уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи;
- осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовнонравственных идеалов .
Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России:
- знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях;
- уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах;
- знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь
представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры;
- понимать и обосновывать важность семейных ценностей с и пользованием различного
иллюстративного материала.
Тема 15 . Труд в истории семьи

- знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
- понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль
домашнего труда и распределение экономических функций в семье;
- осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой
общества в форме большой и малой семей;
- характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления
целостности семьи .
Тема 16 . Семья в современном мире (практическое занятие)
- Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории
народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах
из жизни собственной семьи;
- выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе
предметных знаний о культуре своего народа;
- предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными
ценностями семьи;
- обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных
ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности .
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура
- Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры;
- уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и культуры;
- понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте
культуры и творчества;
- знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре .
Тема 18 . Духовный мир человека. Человек — творец культуры
- Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости;
- осознавать и доказывать важность морально-нравственных ограничений в творчестве;
- обосновывать важность творчества как реализацию духовно- нравственных ценностей человека;
- доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
- знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества .
Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности

- Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;
- обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;
- понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь»,
«сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к
близким».
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20 . Историческая память как духовно-нравственная ценность
- Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь
выделять их сущностные черты;
- иметь представление о значении и функциях изучения истории;
- осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса . Знать о
существовании связи между историческими событиями и культурой . Обосновывать важность изучения
истории как духовно- нравственного долга гражданина и патриота .
Тема 2 . Литература как язык культуры
- Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;
- рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные
средства литературного языка;
- обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции
культурных ценностей;
- находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных
произведениях .
Тема 22 . Взаимовлияние культур
- Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен» как
формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества;
- понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;
- знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа
формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа
- Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно- нравственных ценностей: жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь, историческая па- мять и преемственность поколений, единство народов России с опорой
на культурные и исторические особенности российского народа:

- осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей
российского общества и уметь доказывать это.
Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие
- Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»;
- называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают;
- уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации»,
«государствообразующий народ», «титульный этнос»;
- понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
- демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;
-уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины
Тема 25 . Праздники в культуре народов России
- Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры;
- устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;
- различать основные типы праздников;
- уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;
- анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;
- понимать основной смысл семейных праздников:
- определять нравственный смысл праздников народов России;
- осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение
духовно-нравственных идеалов .
Тема 26 . Памятники архитектуры народов России
- Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры и
проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития;
- понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;
- осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и типами
жилищ;
- осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовнонравственными ценностями народов России;
- устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории
и культуры;

- иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы .
Тема 27 . Музыкальная культура народов России
- Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об
особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства музыкального
языка;
- обосновывать и доказывать важность музыки как культурно- го явления, как формы трансляции
культурных ценностей;
- находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла музыкальных
произведений;
- знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты
Тема 28 . Изобразительное искусство народов России
- Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества,
рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства;
- уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;
- обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как
формы трансляции культурных ценностей;
- находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного
искусства;
- знать основные темы изобразительного искусства народов России .
Тема 29 . Фольклор и литература народов России
- Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих
языковых выразительных средств;
- понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
- воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории
народа и его ценностей, морали и нравственности;
- знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;
- оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы .
Тема 30 . Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
- Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на
примерах из истории и культуры своего региона;
- уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных,
семейных и этнических традиций, многообразия культур;

- уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной
этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для шестиклассников уровне (с
учётом их возрастных особенностей);
- понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание,
милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции
народов своего края .
Тема 31 . Культурная карта России (практическое занятие)
-Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии;
- понимать, что такое культурная карта народов России;
- описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями .
Тема 32 . Единство страны — залог будущего России
- Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для
обоснования её территориального, политического и экономического единства;
- понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального
самоопределения отдельных этносов.
5.

класс

Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1 . Мир культуры: его структура
- Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления;
- понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от природных явлений;
- уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры и социальной структурой
общества, их взаимосвязь с духовно- нравственным состоянием общества;
- понимать зависимость социальных процессов от культурно- исторических процессов;
- уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и этапами развития социума .
Тема 2 . Культура России: многообразие регионов
- Характеризовать административно-территориальное деление России;
- знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа, уметь показать их на
административной карте России;
- понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в полиэтничном государстве,
важность сохранения исторической памяти отдельных этносов;
- объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к тому
или иному народу;
- понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
- демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;

- характеризовать духовную культуру всех народов России как общее достояние и богатство нашей
многонациональной Родины.
Тема 3 . История быта как история культуры
- Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его типы;
- понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов России и особенностями
исторического периода;
- находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов России от их локализации в
конкретных климатических, географических и культурно-исторических условиях .
Тема 4 . Прогресс: технический и социальный
- Знать, что такое труд, производительность труда и разделение труда, характеризовать их роль и
значение в истории и современном обществе;
- осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества, роль созидательного и
добросовестного труда для создания социально и экономически благоприятной среды;
- демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его социальной и духовно-нравственной
важности;
- понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и изменениями социальных
взаимосвязей в обществе;
- осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и ценности общества .
Тема 5 . Образование в культуре народов России
- Иметь представление об истории образования и его роли в обществе на различных этапах его
развития;
- понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от процесса познания;
- понимать специфику каждой ступени образования, её роль в современных общественных процессах;
- обосновывать важность образования в современном мире и ценность знания;
- характеризовать образование как часть процесса формирования духовно-нравственных ориентиров
человека .
Тема 6 . Права и обязанности человека
- Знать термины «права человека», «естественные права человека», «правовая культура»:
- характеризовать историю формирования комплекса понятий, связанных с правами;
- понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и обязанности человека;
- понимать необходимость соблюдения прав человека;

- понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритета между правами и обязанностями
человека в обществе;
- приводить примеры формирования правовой культуры из истории народов России .
Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие
- Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия», «атеизм», «свободомыслие»;
- характеризовать основные культурообразующие конфессии;
- знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе общественного развития;
- понимать и обосновывать роль религий как источника культурного развития общества .
Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие)
- Характеризовать основные процессы, протекающие в современном обществе, его духовнонравственные ориентиры;
- понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития человека и общества в целом
для сохранения социально-экономического благополучия;
- называть и характеризовать основные источники этого процесса; уметь доказывать теоретические
положения, выдвинутые ранее на примерах из истории и культуры России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 9 . Духовно-нравственный облик и идеал человека
- Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание личных качеств человека;
- осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или иными моральными и нравственными
ценностями;
- понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь;
- обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия общества, уважения к правам
человека, его месту и роли в общественных процессах;
- характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода», «ответственность», «право» и «долг»;
- понимать важность коллективизма как ценности современной России и его приоритет перед
идеологией индивидуализма;
- приводить примеры идеалов человека в историко-культурном пространстве современной России .
Тема 10 . Взросление человека в культуре народов России
- Понимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза;
- характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а также потребности человека
для гармоничного развития и существования на каждом из этапов;

- обосновывать важность взаимодействия человека и общества, характеризовать негативные эффекты
социальной изоляции;
- знать и уметь демонстрировать своё понимание самостоятельности, её роли в развитии личности, во
взаимодействии с другими людьми .
Тема 11 . Религия как источник нравственности
- Характеризовать нравственный потенциал религии;
- знать и уметь излагать нравственные принципы государство- образующих конфессий России;
- знать основные требования к нравственному идеалу человека в государствообразующих религиях
современной России;
- уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных ценностей для современного
общества .
Тема 12 . Наука как источник знания о человеке
- Понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное знание»;
- определять нравственный смысл гуманитарного знания, его системообразующую роль в современной
культуре;
- характеризовать понятие «культура» как процесс самопознания общества, как его внутреннюю
самоактуализацию;
- осознавать и доказывать взаимосвязь различных областей гуманитарного знания .
Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры
- Характеризовать многосторонность понятия «этика»;
- понимать особенности этики как науки;
- объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории и культуре народов России и
соотносить их с личным опытом;
- обосновывать важность и необходимость нравственности для социального благополучия общества и
личности .
Тема 14 . Самопознание (практическое занятие)
- Характеризовать понятия «самопознание», «автобиография», «автопортрет», «рефлексия»;
- уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность», «ценности» с самопознанием и рефлексией на
доступном для обучающихся уровне;
- доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения .
Тематический блок 3. «Человек как член общества»

Тема 15 . Труд делает человека человеком
- Характеризовать важность труда и его роль в современном обществе;
- соотносить понятия «добросовестный труд» и «экономическое благополучие»;
- объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»; пони- мать важность и уметь обосновать
необходимость их преодоления для самого себя;
- оценивать общественные процессы в области общественной оценки труда;
- осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых подвигов, социальной
ответственности за свой труд;
- объяснять важность труда и его экономической стоимости;
- знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с одной стороны, и «трудолюбие»,
«подвиг труда», «ответственность», с другой стороны, а также «общественная оценка труда» .
Тема 16 . Подвиг: как узнать героя?- Характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»;
- понимать отличия подвига на войне и в мирное время;
- уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества;
- знать и называть героев современного общества и исторических личностей;
- обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через значимость для общества и
понимание последствий .
Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние
- Характеризовать понятие «социальные отношения»;
- понимать смысл понятия «человек как субъект социальных отношений» в приложении к его
нравственному и духовному развитию;
- осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном состоянии личности;
- обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь»,
«коллективизм» и приводить примеры из истории, культуры и литературы;
- обосновывать важность и находить нравственные основания социальной взаимопомощи, в том числе
благотворительности;
- понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в социальном аспекте.
Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания

- Характеризовать понятие «социальные проблемы современного общества» как многостороннее
явление, в том числе обусловленное несовершенством духовно-нравственных идеалов и ценностей;
- приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная семья», «сиротство»; знать и уметь
обосновывать пути преодоления их последствий на доступном для понимания уровне;
- обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих проблем, а также
необходимость помощи в преодолении этих состояний со стороны общества .
Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений
- Характеризовать понятия «благотворительность», «меценатство», «милосердие», «волонтерство»,
«социальный проект»,
«гражданская и социальная ответственность», «общественные блага», «коллективизм» в их
взаимосвязи;
- анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности, милосердия, добровольной
помощи, взаимовыручки у представителей разных этносов и религий;
- уметь самостоятельно находить информацию о благотвори- тельных, волонтёрских и социальных
проектах в регионе своего проживания .
Тема 20 . Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов России
- Характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовно- нравственных ценностей российского
народа;
- находить и обосновывать проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России;
- знать и понимать важность гуманизма для формирования высоконравственной личности,
государственной политики, взаимоотношений в обществе;
- находить и объяснять гуманистические проявления в современной культуре .
Тема 21 . Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества
- Характеризовать понятия «социальные профессии», «помогающие профессии»;
- иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых представителям социальных
профессий;
- осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе социальных профессий;
- приводить примеры из литературы и истории, современной жизни, подтверждающие данную точку
зрения .
Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории . Благотворительность как нравственный долг
- Характеризовать понятие «благотворительность» и его эволюцию в истории России;
- доказывать важность меценатства в современном обществе для общества в целом и для духовнонравственного развития личности самого мецената;

- характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его важную роль в жизни общества;
- приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и современной России;
- понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтёрской деятельности,
аргументировано объяснять её важность .
Тема 23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса
общества
- Характеризовать понятие «наука»;
- уметь аргументировано обосновывать важность науки в со- временном обществе, прослеживать её
связь с научно-техническим и социальным прогрессом;
- называть имена выдающихся учёных России;
- обосновывать важность понимания истории науки, получения и обоснования научного знания;
- характеризовать и доказывать важность науки для благополучия общества, страны и государства;
- обосновывать важность морали и нравственности в науке, её роль и вклад в доказательство этих
понятий .
Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие)
- Характеризовать понятие «профессия», предполагать характер и цель труда в определённой
профессии;
- обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать её вклад в общество; называть
духовно-нравственные качества человека, необходимые в этом виде труда .
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 25 . Гражданин
- Характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их взаимосвязь;
- понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей гражданского самосознания;
- понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина .
Тема 26 . Патриотизм
- Характеризовать понятие «патриотизм»;
- приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе;
- различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на ценности толерантности,
уважения к другим народам, их истории и культуре;
- уметь обосновывать важность патриотизма .

Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг?
- Характеризовать понятия «война» и «мир»;
- доказывать важность сохранения мира и согласия;
- обосновывать роль защиты Отечества, её важность для гражданина;
- понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре;
- характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть»; обосновывать их важность,
приводить примеры их проявлений .
Тема 28 . Государство . Россия — наша Родина
- Характеризовать понятие «государство»;
- уметь выделять и формулировать основные особенности Российского государства с опорой на
исторические факты и духовно-нравственные ценности;
- характеризовать понятие «закон» как существенную часть гражданской идентичности человека;
- характеризовать понятие «гражданская идентичность», соотносить это понятие с необходимыми
нравственными качествами человека .
Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие)
- Охарактеризовать свою гражданскую идентичность, её составляющие: этническую, религиозную,
гендерную идентичности;
- обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина, указывать их источники .
Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие)
- Характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки собственных действий, их нравственного
характера;
- находить примеры добрых дел в реальности и уметь адаптировать их к потребностям класса .
Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие)
- Характеризовать понятие «человек» как духовно-нравственный идеал;
- приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре;
- формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые ему присущи .
Тема 32 . Человек и культура (проект)
- Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры;
- уметь описать в выбранном направлении с помощью известных примеров образ человека,
создаваемый произведениями культуры;

- показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние;
- характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на исторические и культурные
примеры, их осмысление и оценку, как с положительной, так и с отрицательной стороны.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Введение

1
2

Количество часов
Всего
Контро
льные
работы
1
10

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

Раздел 1. «Россия — наш общий дом»
3

Раздел 2. «Семья
ценности»

и

духовно-нравственные

4

Раздел 3.
личности»

5

Раздел 4. «Культурное единство России»

«Духовно-нравственное

богатство

7

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

3

13

1

34

Использованные
электронные (цифровые)
образовательные ресурсы,
являющиеся учебно –
методическими
материалами

2

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС
№ п/п

ТЕМА УРОКА

Количество часов

Всего

1

2

Зачем изучать курс «Основы
духовно-нравственной культуры
народов России»?
Наш дом — Россия

3

Язык и история

1

4

Русский язык — язык общения и
язык возможностей

1

5

Истоки родной культуры

1

6

Материальная культура

1

1

1

7.

Духовная культура

1

8.

Культура и религия

1

Контроль
ные
работы

Использованные электронные (цифровые)
образовательные ресурсы, являющиеся учебно –
методическими материалами
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/

9.

Культура и образование

1

10.

Практическая работа по теме
"Многообразие культур России"

1

11.

Семья - хранитель
ценностей

1

12.

Родина начинается с семьи

1

13.

Традиции семейного воспитания
в России

1

14.

Образ семьи в культуре народов
России

1

духовных

15.
Труд в истории семьи
16.

1
1

Полугодовая контрольная работа
17.

Практическая работа по теме
"Семья в современном мире"

18.

1

1
Личность - общество культура

19.

20.

21.

Духовный мир человека.
Человек - творец культуры
Личность и духовнонравственные ценности
Историческая память как
духовно-нравственная ценность

22.

1

1

1

1
Литература как язык культуры

23.
Взаимовлияние культур

1

24.

Духовно-нравственные ценности
российского народа

1

25.

Регионы России:
культурное многообразие

1

26.

Праздники в культуре народов
России

1

27.

Памятники в культуре народов
России

1

28.

Музыкальная культура народов
России

1

29.

Изобразительное искусство
народов России

1

1

http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/

30.

Фольклор и литература народов
России

1

31.

Практическая работа по теме
"Бытовые традиции народов
России: пища, одежда, дом
Практическая работа по теме
"Культурная карта
России"

1

Единство страны - залог
будущего России

1

32.

33.

34.

http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru

1

1

1

Итоговая контрольная работа

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru

6 класс
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Тематический блок 1. «Культура как
социальность

1

Количество часов
Всего
Контро
льные
работы
8

2

6

Тематический блок 2. «Человек и его отражение в
культуре»
Тематический блок 3. «Человек как член
общества»

3

Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

10

10

1

34

Использованные
электронные (цифровые)
образовательные ресурсы,
являющиеся учебно –
методическими
материалами
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

1

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС
№ п/п

ТЕМА УРОКА

Количество часов

Всего

1

Мир культуры: его
структура

1

2

Культура России:
многообразие регионов

1

3

История быта как история
культуры

1

4

Прогресс: технический и
социальный

1

5

Образование в культуре

1

Контроль
ные
работы

Использованные электронные (цифровые)
образовательные ресурсы, являющиеся учебно –
методическими материалами
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru

народов России

https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru

6

Права и обязанности
человека

1

7.

Общество и религия:
духовно-нравственное
взаимодействие
Современный мир:
самое важное
(практическое
занятие)
Каким должен быть
человек? Духовнонравственный облик и
идеал человека
Взросление человека в
культуре народов России

1

Религия как источник
нравственности

1

Наука как источник
знания о человеке и
человеческом
Этика и нравственность
как категории духовной
культуры
Самопознание
(практич
еское занятие)

1

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru

1

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru

1

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru

15.

Труд делает человека
человеком

1

16.

Подвиг: как узнать
героя?

1

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru

17.

Люди в обществе: духовно- 1
нравственное взаимовлияние

18.

Проблемы современного
общества как отражение
его духовнонравственного
самосознания
Духовно-нравственные
ориентиры социальных
отношений
Гуманизм как
сущностная
характеристика духовнонравственной культуры
народов России

8.

9.

10.

11.

12.
13.

14.

19.

20.

1

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru

1

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru

1

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru

1

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru

1

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru

1

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru

21.

1

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru

1

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru

1

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru

25.

Социальные профессии;
их важность для
сохранения духовнонравственного облика
общества
Выдающиеся
благотворите- ли в
истории .
Благотворительность как
нравственный долг
Выдающиеся учёные
России. Наука как
источник социального и
духовного
прогресса общества
Моя профессия
(практическое
занятие)
Гражданин

26.

Патриотизм

1

27.

Защита Родины: подвиг
или долг?

1

28.

Государство .
Россия — наша Родина

1

29.

Гражданская
идентичность
(практическое
занятие)

1

30.

Моя школа и мой
класс
(практическое
занятие)

1

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru

31.

Человек: какой он?
(практическое занятие)

1

32.

1

33.

Человек и культура
(практическое занятие)
Промежуточная аттестация

34.

Итоговый урок

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru

22.

23.

24.

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru

1

1

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Учебник Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс:

учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова,
В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2020.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://school-collection.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://artclassic.edu.ru
- Коллекция: мировая художественная культура
http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».