Рекомендации учителям, работающим с детьсм с ОВЗ

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Дети с ОВЗ или, проще говоря, с ограниченными возможностями
здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода
в воспитании. Эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе,
отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации
своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.
Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не
приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь
на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Учителю необходимо:
 следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового
учебного материала проверять, понял ли его ребенок; посадить ребенка
за первые парты, как можно ближе к учителю;
 поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку,
корректно делая замечание, если что-то делают неправильно.
В процессе обучения учителю следует:
 использовать четкие указания;
 поэтапно разъяснять задания;
 учить последовательно выполнять задания;
 повторять инструкции к выполнению задания;
 демонстрировать уже выполненное задание (например, решенная
математическая задача).
В учебном процессе использовать различные виды деятельности:
 чередовать занятий и физкультурные паузы;
 предоставлять дополнительное время для завершения задания;
 предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания;
 использовать листы с упражнениями, которые требуют минимального
заполнения;
 использовать упражнения с пропущенными словами/предложениями.
 обеспечивать школьника копией конспекта.







Способы оценки достижений и знаний учащихся:
использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с
успехами и затраченными усилиями;
ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с
тестовыми заданиями.
акцентировать внимание на хороших оценках;
разрешать переделать задание, с которым ученик не справился;
проводить оценку переделанных работ;

 использовать систему оценок достижений учащихся.









В организации учебного процесса необходимо:
использовать вербальные поощрения;
свести к минимуму наказания за невыполнение правил
составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки
и умения школьника;
предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться,
когда этого требуют обстоятельства;
разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст
учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на
данный момент;
игнорировать незначительные поведенческие нарушения;
разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения,
которое является непреднамеренным;
осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают
о необходимости применения медикаментозных средств или
указывают на переутомление учащегося с ограниченными
возможностями здоровья.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на
эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ в развитии
являются:
 игровые ситуации;
 дидактические игры;
 игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с
другими;
 психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы
и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Специальные методики для обучения детей с ОВЗ
- Поэтапное разъяснение заданий.
- Последовательное выполнение заданий.
- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
- Близость к учащимся во время объяснения задания.
- Перемена видов деятельности
- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
- Чередование занятий и физкультурных пауз.
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
- Работа на компьютерном тренажере.
- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального
заполнения.
- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.

- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
- Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ
- Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и
затраченными усилиями.
- Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
- Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
- Оценка переделанных работ.
- Использование системы оценок достижений учащихся.
Рекомендации учителям по осуществлению индивидуального дифференцированного подхода к детям с ОВЗ
• Соотносить объем и сложность учебного материала с возможностями
ребенка.
• Учитывать индивидуальные особенности вхождения ребенка в
деятельность.
• Изменить тактику работы с ребенком в случае возникновения
динамических изменений ( при утомлении, пресыщении).
• Не предлагать для выполнения сразу более одного задания, большое по
объему задание предлагать не целиком, а в виде последовательности
отдельных его частей, периодически контролируя выполнения каждой части
и внося необходимые коррективы.
• Использовать на уроке групповые методы работы, позволяющие каждому
ребенку выполнять определенную, посильную для него, часть задания и
вносить тем самым свой вклад в достижение общего результата.
• Создавать ситуации успеха, представляя ребенку возможность проявить
свои сильные стороны.
• Устраивать паузы активного отдыха с чередованием легких физических
упражнений и расслабления.
• Использовать игровые приемы, дидактические игры.
• Поддерживать ребенка, поощрять в нем проявления инициативы и
самостоятельности.
• Предъявлять к ученику адекватные требования.
• Применять знаковую систему оценивания, вознаграждать хорошее
поведение и успехи в учебе, поощрять ребенка, если он успешно справился
даже с небольшим заданием.
• По возможности придерживаться постоянного расписания занятий, т.к. дети
с задержкой психического развития отличаются забывчивостью.
• Направлять энергию гиперактивных детей в полезное русло (например,
попросить во время урока вытереть доску, собрать тетради и т.п.)
• Совместно с психологом помогать ребенку адаптироваться в условиях
школы и в классном коллективе: обучать необходимым социальным нормам
и навыкам общения, формировать общеучебные навыки.
Необходимо помнить

 Нельзя допускать переутомление ребенка; при малейших признаках
усталости необходимо менять содержание деятельности.
 Стараться поддерживать психоэмоциональное благополучие.
Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их
выполнение.
 Необходимо избегать состязаний и каких-либо видов работ,
учитывающих скорость.
 Не сравнивать ребенка с другими детьми или эталоном, не предъявлять
завышенных или заниженных требований.
 Сразу поощрять успехи и достижения ребенка.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».