РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ Дети с ОВЗ или, проще говоря, с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода в воспитании. Эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. Учителю необходимо: следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок; посадить ребенка за первые парты, как можно ближе к учителю; поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно. В процессе обучения учителю следует: использовать четкие указания; поэтапно разъяснять задания; учить последовательно выполнять задания; повторять инструкции к выполнению задания; демонстрировать уже выполненное задание (например, решенная математическая задача). В учебном процессе использовать различные виды деятельности: чередовать занятий и физкультурные паузы; предоставлять дополнительное время для завершения задания; предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания; использовать листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения; использовать упражнения с пропущенными словами/предложениями. обеспечивать школьника копией конспекта. Способы оценки достижений и знаний учащихся: использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями; ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки; оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями. акцентировать внимание на хороших оценках; разрешать переделать задание, с которым ученик не справился; проводить оценку переделанных работ; использовать систему оценок достижений учащихся. В организации учебного процесса необходимо: использовать вербальные поощрения; свести к минимуму наказания за невыполнение правил составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения школьника; предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства; разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент; игнорировать незначительные поведенческие нарушения; разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным; осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья. Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ в развитии являются: игровые ситуации; дидактические игры; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Специальные методики для обучения детей с ОВЗ - Поэтапное разъяснение заданий. - Последовательное выполнение заданий. - Повторение учащимся инструкции к выполнению задания. - Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения. - Близость к учащимся во время объяснения задания. - Перемена видов деятельности - Подготовка учащихся к перемене вида деятельности. - Чередование занятий и физкультурных пауз. - Предоставление дополнительного времени для завершения задания. - Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания. - Работа на компьютерном тренажере. - Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения. - Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями. - Дополнение печатных материалов видеоматериалами. - Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске. - Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ - Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями. - Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки. - Разрешение переделать задание, с которым он не справился. - Оценка переделанных работ. - Использование системы оценок достижений учащихся. Рекомендации учителям по осуществлению индивидуального дифференцированного подхода к детям с ОВЗ • Соотносить объем и сложность учебного материала с возможностями ребенка. • Учитывать индивидуальные особенности вхождения ребенка в деятельность. • Изменить тактику работы с ребенком в случае возникновения динамических изменений ( при утомлении, пресыщении). • Не предлагать для выполнения сразу более одного задания, большое по объему задание предлагать не целиком, а в виде последовательности отдельных его частей, периодически контролируя выполнения каждой части и внося необходимые коррективы. • Использовать на уроке групповые методы работы, позволяющие каждому ребенку выполнять определенную, посильную для него, часть задания и вносить тем самым свой вклад в достижение общего результата. • Создавать ситуации успеха, представляя ребенку возможность проявить свои сильные стороны. • Устраивать паузы активного отдыха с чередованием легких физических упражнений и расслабления. • Использовать игровые приемы, дидактические игры. • Поддерживать ребенка, поощрять в нем проявления инициативы и самостоятельности. • Предъявлять к ученику адекватные требования. • Применять знаковую систему оценивания, вознаграждать хорошее поведение и успехи в учебе, поощрять ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием. • По возможности придерживаться постоянного расписания занятий, т.к. дети с задержкой психического развития отличаются забывчивостью. • Направлять энергию гиперактивных детей в полезное русло (например, попросить во время урока вытереть доску, собрать тетради и т.п.) • Совместно с психологом помогать ребенку адаптироваться в условиях школы и в классном коллективе: обучать необходимым социальным нормам и навыкам общения, формировать общеучебные навыки. Необходимо помнить Нельзя допускать переутомление ребенка; при малейших признаках усталости необходимо менять содержание деятельности. Стараться поддерживать психоэмоциональное благополучие. Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение. Необходимо избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость. Не сравнивать ребенка с другими детьми или эталоном, не предъявлять завышенных или заниженных требований. Сразу поощрять успехи и достижения ребенка. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)