РП по ОБЖ 1 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для 1
класса составлена на основе стандарта начального общего образования по основам
безопасности жизнедеятельности и программы общеобразовательных учреждений
авторов: Л. П. Анастасовой, П. В. Ижевского, Н. В. Ивановой «Основы безопасности
жизнедеятельности 1-4 классы» (2019).
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1
класса образовательных учреждений разработана в соответствии с требованиями
Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей
природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения»,
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне»
и др. Программа составлена на основе авторской программы по предмету «Основы
безопасности жизнедеятельности» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений: Л.
П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова.
Цель: формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости
уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Задачи:
1.
Развитие у детей чувства ответственности за свое поведение;
2.
Развитие бережного отношения к своему здоровью и здоровью
окружающих;
3.
Стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и
выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Реализация программы позволит:
1.
Привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области
безопасности жизни;
2.
Сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ
безопасности жизнедеятельности;
3.
Выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в
повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных
ситуаций.
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
 Работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
 Изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни
опасных ситуаций
(например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах,
площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).
Количество учебных часов
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю. 33 часа в год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты.
Ученик научится:
- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, получит
установку на здоровый образ жизни;
- осознавать ответственность человека за общее благополучие;
- начальным навыкам адаптации в динамично изменяющемся мире;
- навыкам сотрудничества в различных ситуациях, умению не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Ученик получит возможность научиться:
- этическим чувствам, прежде всего доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости.
Метапредметные результаты.
Ученик научится:
- использовать общие приемы решения задач;
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
- контролировать и оценивать результат деятельности;
- ставить и формулировать проблемы;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей
действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
-передавать информацию (устным, письменным способом);
- оценивать информацию;
- синтезу, сравнению, классификации по заданным категориям;
- установлению аналогий, причинно-следственных связей;
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и
познавательных задач;
- ставить вопросы, обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- строить понятные для партнера высказывания;
- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка;
- слушать собеседника;
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
- составлять план и последовательность действий;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- использовать установленные правила в контроле способа решения;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других
людей по исправлению допущенных ошибок.
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем
различного характера;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том
числе творческого и исследовательского характера;
- подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков;
- устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить монологическое высказывание.
Предметные
Учащиеся должны знать:

чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять
при движении по льду водоемов;

правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и
необорудованных местах;

правила безопасного поведения в лесу, в поле;

возможные опасные ситуации при движении по открытой местности:
ориентирование, правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.;

ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с
опасными животными и насекомыми;

от чего зависит наше здоровье? Как живет наш организм? Наши органы:
головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные
сосуды, желудок и кишечник. Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом
жизни. Избыточный вес;

травмы, порезы, ссадины и царапины. Отравления. Их причины и признаки;

какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации
природного происхождения. Наводнения, причины наводнений;

как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Что необходимо
сделать по сигналу «Внимание всем!»
Предметные результаты.
Ученик научится:
- применять на практике основные понятия здоровья и факторы, влияющие на него;
- представлять понятие о существующих опасных и чрезвычайных ситуациях в
современных условиях жизнедеятельности;
- понимать элементарные правила поведения дома, в школе, на улице, в
транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоемах;
- использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и
повседневной жизни для действия в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- пользоваться бытовыми приборами;
- использовать по назначению лекарственные препараты;
- соблюдать общие правила безопасного поведения на дороге;
- соблюдать меры пожарной безопасности дома и на природе;
- соблюдать меры безопасного поведения на водоемах в любое время года;
- обращаться за помощью в случае необходимости соответствующих служб
экстренной помощи.
Ученик получит возможность научиться:
- находить выход из чрезвычайной ситуации в соответствии с предложенными
правилами;
- создавать памятки действовать в различных чрезвычайных ситуациях.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
I.
Защита человека в чрезвычайных ситуациях (6ч)
1.1. Чрезвычайные ситуации
Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного
происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от
наводнений.
1.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Что
необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
II.
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
(10ч)
2.1. Болезни, их причины и связь с образом жизни
От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело
человека.
Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы;
сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы дыхания.
Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний.
Заноза, кровотечение, укус, ушиб.
2.2. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами
Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при
отравлении грибами.
III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила
поведения учащихся (16ч)
3.1. Безопасное поведение на воде
Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду
водоемов.
Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения
на пляже.
Уроки плавания:
- подготовительные упражнения для освоения в воде;
- техника спортивного плавания «кроль на груди».
3.2. Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в
местах проживания, правила поведения
Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения.
Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в
лесу. Как вести себя на реке зимой.
Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование.
Правила поведения.
Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности. Опасные животные и
насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры
защиты от них.
IV. Безопасное поведение на улицах и дорогах. (3ч)
Элементы дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика. Правила
перехода дорог при высадке из транспортного средства.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Названия
темы
п/
п
занятия

Цель

Кол-во
час.

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (4ч.)
1-2

3

4

Что такое
безопасность.

ознакомить с понятиями «опасность»,
«безопасность»;
учить предвидеть опасность, находить
опасные предметы в доме, в лесу;
учить правила безопасного поведения;
закреплять понятия «опасность»,
«безопасность»;
Город, посёлок,
обобщить знания о населённых пунктах;
микрорайон,
ввести термин «улица»;
где мы живём.
учить предвидеть опасные ситуации на
улице.
Что такое
ознакомить с понятием «чрезвычайная
чрезвычайная
ситуация» (ЧС), видами ЧС.
ситуация.

2

1

1

Улица полна неожиданностей (19ч.)
5

Безопасность
на улице.

6

Как правильно
переходить
дорогу.

7

Наиболее
безопасный
путь в школу и
из школы.

8-9

Сигналы
регулирования
дорожного
движения

10-11

Виды
перекрёстков.

12

Знакомство с
дорожными
знаками.

ознакомить с правилами безопасности
на улице;
развивать умение предвидеть опасную
ситуацию.
ознакомить с элементами улицы и
правилами перехода дороги
обобщить изученные знания;

определить безопасный
путь в школу.
обобщить знания о светофорах и их
сигналах;
ознакомить с сигналами регулировщика;
повторять правила дорожного
движения.
ознакомить с разными видами
перекрёстков;
повторить правила дорожного
движения;
обобщить знания по теме:
«Перекрёсток».
ознакомить с дорожными знаками:
- «Пешеходный переход»;
- «Пешеходная дорожка»;
- «Движение пешеходов

1

1

1

2

2

1

запрещено»;
- «Дети»;
- «Подземный переход»;
- «Надземный пешеходный
переход»;
- «Железнодорожный переезд со
шлагбаумом»;
- «Велосипедная дорожка»;
- «Движение на велосипедах
запрещено»;
«Место остановки автобуса».
закрепить знания о дорожных знаках;
научить практически использовать
полученные знания.
повторить и закрепить знания,
полученные на предыдущих уроках;
объяснить учащимся термины:
одностороннее и двустороннее
движение.

13

Угадай, какой
знак.

14

Зачем
нужно знать
правила
безопасного
поведения на
улицах и
дорогах.

15

Будь
внимательным
и осторожным.

повторить и закрепить знания,
полученные на предыдущих уроках.

1

16

Движен
ие группами.

1

17

Особенн
ости движения
по мокрой и
скользкой
дороге.

ознакомить с особенностями движения
группами, с правилами движения по
загородной дороге.
изучить особенности движения
автомобилей по мокрой и скользкой дороге.

18

Где
можно и где
нельзя играть.

1

19

Практич
еское занятие
«Улицы
посёлка».

понять, что игры на проезжей части
опасны;
определить наиболее безопасные места
для игр.
ознакомить с улицами посёлка;
определить улицы с односторонним и
двусторонним движением.

20

Знакомс
тво с
транспортом
посёлка.

ознакомить с разными видами
общественного транспорта и знаками,
обозначающими остановку транспорта.

1

21

Правила
поведения в
транспорте.

ознакомить с правилами поведения в
общественном транспорте и с правилами
пользования общественным транспортом.

1

22

Встреча

повторить правила дорожного

1

1

1

1

1

с работником
ГИБДД.
23

Игра
«Красный,
жёлтый,
зелёный»
(обобщающий
по теме:
«Улица полна
неожиданносте
й»)

движения;
проанализировать случаи,
произошедшие с детьми.
обобщить знания по правилам
дорожного движения.

1

Безопасность на воде (4ч.)
24

Правила и
меры
безопасного
поведения на
водоёмах в
осенний и
зимний
периоды.

актуализировать знания детей о
водоёмах;
ознакомить с правилами поведения у
воды в осеннее и зимнее время года.

1

25

Правила и
меры
безопасного
поведения на
водоёмах в
весенний
период.

повторить изученные правила;
составить правила поведения у водоёма
в весеннее время.

1

26

Правила и
меры
безопасного
поведения на
водоёмах в
летний период.

составить правила поведения у водоёма
в летнее время.

1

ознакомить с основными спасательными
средствами;
повторять правила безопасного
поведения у водоёмов.

1

27
Основные
спасательные
средства.

Безопасность в помещении (5ч.)
28

Какие
опасности нас
подстерегают в
помещении.

учить предвидеть опасности дома,
видеть опасности со стороны самых обычных
вещей и соблюдать осторожность при
обращении с ними.

1

29

Основные
правила
пожарной
безопасности.

ознакомить с основными правилами
пожарной безопасности.

1

30

Детские
шалости с
огнём.

31

Как
действовать
при
возникновении
пожара дома, в
школе, в
транспорте.

32

Лекарства и
средства
бытовой химии
как источники
опасности.

разобрать ситуации, в которых пожар
произошёл по вине детей;
повторить правила пожарной
безопасности;
изучить правила действия при пожаре.
знакомство с правилами поведения при
возникновении пожара в доме, в транспорте, в
школе.

1

Домашняя аптечка. Правила хранения
лекарственных препаратов и обращение с
ними.

1

1

Обобщение (1ч.)
33

Викторина
«Подумай и
ответь».

обобщить полученные за год знания.

1

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ПО ПРЕДМЕТУ ОБЖ
Литература:
1. Программы общеобразовательных учреждений авторов: Л.П. Анастасовай,
П.В.Ижевского, Н.В. Ивановой «Основы безопасности жизнедеятельности 1 - 4 классы»
(2019)
2. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности 1 класс: учебник для
общеобразоват. учреждений / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. - 3-е изд. М.: Просвещение, 2019.
3. Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова «Окружающий мир. Основы
безопасности жизнедеятельности» 1 класс, М: Просвещение, 2019 год
4. А, А. Плешаков, З.Д. Назарова "Окружающий мир. ОБЖ. 1 класс. Рабочая тетрадь.
ФГОС", М: Просвещение, 2023

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Термометры для измерения температуры воздуха, воды.
Термометр медицинский
Компас


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».